Камера Olympus OM-1 и её модификации. - Retro Camera

Перейти к контенту

Главное меню:

Фототехника > Камеры > Olympus OM

Olympus OM-1

Презентация на выставке Photokina в 1972 году новой фотографической системы Olympus M (впоследствии OM) и линейки объективов Olympus M Zuiko (впоследствии OM Zuiko) стала поистине эпохальным событием. Вряд ли кто-либо мог предположить тогда, что зеркальные камеры и объективы от Olympus смогут составить достойную конкуренцию фотографической системе Nikon F и уже выпускавшейся на тот момент великолепной профессиональной камере Nikon F2, реальных конкурентов у которой в начале семидесятых годов прошлого века не было. Тем не менее, первенец профессиональной линейки зеркальных камер от Olympus, легендарный OM-1 (тогда он имел аббревиатуру M-1) очень быстро завоевал расположение и любовь не только среди фотографов-любителей, но и в сообществе профессиональных фотографов.

Рост популярности камеры и всей системы Olympus OM был обусловлен несколькими причинами. Главной из них, конечно же, была невероятная компактность и небольшой вес камеры по сравнению с аналогами конкурентов. При этом, камера Olympus OM-1 отвечала самым высоким профессиональным требованиям с точки зрения функциональности и надёжности. Ещё одним несомненным достоинством являлось бескомпромиссно высокое качество предложенной линейки оптики Olympus OM Zuiko, компактность и великолепные оптические характеристики которой и по сей день не имеют себе равных в профессиональных фотосистемах. Немаловажную роль в признании новой фотографической системы сыграл и тот факт, что наряду с камерой и линейкой оптики Olympus презентовал и широчайший набор системных принадлежностей и аксессуаров.

При разработке системы Olympus OM конструкторским коллективом Olympus под руководством талантливейшего инженера и дизайнера Йошихисы Майтани (Yoshihisa Maitani) в камеру OM-1 был заложен огромный потенциал для её дальнейшего совершенствования. На протяжении всего периода выпуска линейки "единичек" происходила их постоянная модернизация и доработка. По мере появления более современных технологий, материалов и элементной базы вносились изменения в конструкцию камер. Именно поэтому и образовалась целая линейка камер Olympus OM-1, о различных модификациях которой мы расскажем ниже. Кроме того, именно на базе OM-1 были впоследствии разработаны линейки таких замечательных камер как Olympus OM-2, Olympus OM-3 и Olympus OM-4.

В фотографической среде принято разделять все камеры Olympus OM-1 на три основных категории - ранние версии камер OM-1 без возможности подключения моторных приводов и вайндеров (сюда же относятся и самые первые камеры с аббревиатурой M-1); версии "MD" (сокращение от английского Motor Drive) с возможностью подключения моторов и самые последние версии камеры с маркировкой OM-1n. Надо понимать, что подобное разделение довольно условно, потому как конструктивные изменения вносились в камеры на протяжении всего периода их производства и провести чёткие границы практически невозможно. Но, поскольку, такая классификация к настоящему времени вполне устоялась, мы будем придерживаться именно её. Далее мы расскажем о характеристиках и технических решениях, присущих как всем Olympus OM-1, так и каждой из этих категорий в частности. В конце этой статьи Вы сможете ознакомиться со сводной таблицей технических характеристик всех модификаций "единичек", а на странице с инструкциями скачать нужную.

Общее для всей линейки камер Olympus OM-1. Начнём с того, что является общим для всех Olympus OM-1 вне зависимости от года их выпуска. Камера относится к классу профессиональных, системных, тридцатипятимиллиметровых, однообъективных зеркальных камер (SLR - Single Lens Reflex) с полностью механическим, шторнощелевым затвором. Шторки затвора матерчатые, а их движение происходит в фокальной плоскости вдоль длинной стороны кадра. Затвор отрабатывает автоматические выдержки от 1 секунды до 1/1000 секунды и длительные выдержки "от руки" в режиме "В". Синхронизация затвора со вспышками возможна на выдержках до 1/60 секунды. Камеры оснащены механическим автоспуском с временем задержки от 4 до 12 секунд, и имеют курковый взвод затвора с ходом курка в 150° и рабочим положением в 30°. В нерабочем положении курок практически не выступает за габариты камеры.
Olympus M-1
Olympus OM-1 1
Olympus OM-1 2
Olympus OM-1 3
Olympus OM-1 4
Рекламные фото "единичек" с официального сайта Olympus. (В настоящее время эти фото уже недоступны.)
Формат кадра камер OM-1 - 24 х 36 mm. Крепление оптики - байонет Olympus OM, поворотного типа, с углом поворота в 70°. Видоискатель - пентапризма с корректировочным окулярным линзовым блоком. Отображение в видоискателе - 97%. Увеличение видоискателя - 0,92Х при использовании штатного объектива с фокусным расстоянием в 50 mm, наведённого на бесконечность. Камеры имеют возможность смены фокусировочных экранов и установку окулярных насадок (от диоптрийных линз и наглазников до углового поворотного видоискателя Varimagni Finder).

Все "единички" оборудованы системой TTL (Through The Lens - "через объектив") замера экспозиции со стрелочным индикатором. Замер экспозиции происходит при полностью открытых диафрагмах объективов, а перенос установленного значения диафрагмы из объектива в камеру осуществляется с помощью специального рычажка, предусмотренного конструкцией объективов Olympus OM Zuiko. Замер осуществляется двумя сернистокадмиевыми (CdS) светодиодами расположенными слева и справа от видоискателя. Диапазон экспозиций - 2-17 EV (с плёнкой чувствительностью в 100 ASA и объективом 50mm/1.4). Пределы установки чувствительности плёнок - 25-1600 ASA.

Задняя крышка камер съёмная, что позволяет использовать датирующие крышки и крышки с кассетами большой ёмкости (до 250 кадров). Устройство обратной перемотки плёнки рулеточного типа с механизмом отключения зубчатого барабана.

Питание камер обеспечивается ртутно-цинковыми батарейками напряжением 1,35V. Сегодня подобные элементы питания найти довольно сложно, но в обзорной статье о системе Olympus OM мы даём рекомендации по использованию различных батареек современных типов в камерах Olympus OM-1 всех модификаций.

Ещё об одной технической особенности камер Olympus OM-1 хотим рассказать отдельно. Только "единички" оснащены механизмом предварительного подъёма зеркала. Причём этой функцией обладают все камеры Olympus OM-1 от самой первой M-1 до последней OM-1n. Почему мы заострили внимание на этой, казалось бы малозначительной, функции? Если Вам доводилось когда-либо снимать длиннофокусной оптикой (с фокусными расстояниями более 300 mm), Вам наверняка приходилось сталкиваться с так называемым "дребезгом" установленной на штатив камеры с объективом, даже если этот штатив весьма прочный и устойчивый. Перед тем как спустить затвор после наводки на резкость, приходится некоторое время ждать, пока вся система камера-объектив-штатив успокоится. Но даже с использованием спускового тросика или механизма автоспуска, кадры не всегда получаются резкими. Происходит это потому, что зеркало в момент подъёма довольно сильно сотрясает камеру. И если на кадрах, сделанных объективами с небольшими фокусными расстояниями микросмещения камеры практически незаметны, то длиннофокусная оптика подобных огрехов не прощает. Именно поэтому, при использовании длиннофокусных объективов, и в особенности в астрофотосъёмке, использование функции предварительного подъёма зеркала крайне желательно и полезно. В некоторых случаях, камерами не имеющими этой функции, вообще не получится сделать приличный кадр. Одним словом, если Вы в своей практике используете длиннофокусную оптику и хотите получать бескомпромиссно резкие кадры, камеры из линейки Olympus OM-1 для Вас.

Об особенностях системы Olympus OM и ряде неординарных конструкторских решений, применённых впервые в камерах Olympus OM-1 мы довольно подробно рассказали в посвящённой этой фотографической системе обзорной статье, в главе "Немного о неординарных технических решениях". Здесь же ограничимся только перечислением этих конструкторских новинок, во многом повлиявших на развитие всей фототехники в будущем.

Все они позволили в значительной степени уменьшить габариты и вес камер Olympus OM-1 и всех последующих камер системы. Итак... Первое принципиальное решение - отказ от коллективной линзы, как от отдельного устройства и объединение её с пентапризмой в единый блок. Второе - лишение фокусировочных экранов каких-либо оправ. Заметим, что сами экраны в системе Olympus OM очень тонкие и лёгкие. Третье - поскольку пентапризмы на камерах Olympus OM несъёмные, замена фокусировочных экранов производится через байонет, а не через отверстия для установки сменных видоискателей. Сегодня подобный способ смены фокусировочных экранов является стандартом практически для всех узкоформатных фотографических систем, а на момент презентации Olympus OM-1 в 1972 году он был совершенно новаторским. Четвёртое - перенос механизма замедления выдержек из верхней части камеры в нижнюю, в пространство под зеркалом, и расположение переключателя выдержек вокруг байонета, а не на верхней панеле камеры. Пятое - использование в качестве поводков для шторок затвора специально обработанной хирургической нити. Шестое - механизмы репетира диафрагмы и фиксации объектива в камере переехали из самих камер в объективы.

Хотелось бы упомянуть и ещё о двух конструкторских решениях, которые отличают систему Olympus OM от всех других фотографических систем, и которые впервые появились именно в камерах Olympus OM-1.

Первое из них - в камере применена очень высокоэффективная пневматическая система демпфирования зеркала, которая позволила снизить до минимальных значений сотрясение камеры в момент срабатывания затвора. Фотографы, в руки которых впервые попадает любая из камер Olympus OM, бывают приятно удивлены мягкостью и малой шумностью работы затвора. Именно этот пневматический демпфер Вы можете увидеть на среднем фото слева - это вертикальный цилиндр слева от зеркала.

И второе решение - это отказ на камерах Olympus OM-1 и Olympus OM-2 всех модификаций (кроме Olympus OM-2 SP) от жёстко встроенных "горячих башмаков" для присоединения фотовспышек. Мотивацией такого решения послужило относительно нечастое использование фотовспышек в повседневной практике фотографа. Тем более, что в случае необходимости прикрутить "горячий башмак" можно за минуту. Главное, чтобы он был под рукой.
Продолжая разговор о синхронизации камер с фотовспышками, следует сказать, что все камеры линеек Olympus OM-1 и Olympus OM-2 (кроме OM-2 SP) имеют два режима синхронизации - "X" и "FP". Переключатель этих режимов выполнен в виде кольца вокруг гнезда синхроконтакта. Вы можете увидеть его на фото ниже в этой статье. О том, для чего нужны эти режимы, поговорим чуть более подробно.

Сегодня в арсенале фотографов имеется огромное количество фотовспышек самых разных конструкций, но все их объединяет одно свойство - вспышку создаёт газоразрядная ксеноновая лампа. Длительность свечения такой лампы в момент вспышки менее 1/1000 секунды. Поэтому, задача синхроустройства камеры со шторнощелевым затвором заключается в том, чтобы "поджечь" вспышку в момент полного открытия затвора, когда первая шторка уже полностью открыла кадровое окно, а вторая ещё не начала своего движения. На камерах Olympus OM-1 такое возможно на выдержках 1/60 секунды и более длительных (на переключателе выдержек они выделены голубым цветом). Именно этот режим работы синхроустройств, когда вспышка срабатывает в момент полного открытия кадрового окна, получил название "Х"-синхронизации.
Но в шестидесятых и начале семидесятых годов прошлого века, когда и создавались камеры Olympus OM-1, были ещё актуальны и магниевые фотовспышки, источником света в которых служила горящая тонкая магниевая нить. Длительность свечения таких вспышек более 1 секунды, а максимум свечения наступает не в момент поджига, а через некоторое время. Поэтому, в режиме "FP" синхроконтакты поджигают вспышку ещё до того, как первая шторка начнёт своё движение, чтобы к этому моменту магниевая нить могла как следует разгореться. Порядок работы синхроустройсва камеры в режиме "FP" следующий - контакты поджигают магниевую нить, с небольшой задержкой, необходимой для полного разгорания нити, запускается затвор, и пока нить горит, щель между шторками затвора протягивается вдоль кадрового окна. В вольном переводе режим "FP" (Front Plane) - это "движение вдоль фронтальной плоскости". Синхронизация на камерах линейки Olympus OM-1 в этом режиме возможна на выдержках от 1/60 до 1/1000 секунды.

В современных автоматических фотовспышках режим синхронизации "FP" подразумевает несколько иной принцип работы - это растягивание свечения электронной вспышки во времени, имитируя работу магниевых фотовспышек. Такое техническое решение позволяет снимать на тех выдержках, на которых кадровое окно открыто не полностью. Со съёмкой статичных сюжетов в подобных режимах не возникает никаких проблем, а вот при съёмке движущихся объектов можно столкнуться с появлением на фотографиях специфического шлейфа. Но это тема для отдельной статьи и мы не будем здесь на этом подробно останавливаться.

Стоит отметить, что для реализации режима "FP" на камерах Olympus OM-1 и Olympus OM-2 (опять же кроме Olympus OM-2 SP), мало перевести переключатель в положение "FP", фотовспышку необходимо подключать именно к гнезду синхроконтакта, а не просто установить в "горячий башмак".
Olympus OM X-FP Switch
Переключатель режимов "X" и "FP" синхронизации с фотовспышками.
Последняя функциональная возможность, о которой хотелось бы рассказать, присуща всем Olympus OM-1 (в том числе и M-1), вне зависимости от модификации камеры - это многократное экспонирование (мультиэкспозиция) одного кадра. Функция не была задокументирована компанией Olympus, но реализовать её всё-таки можно. На камерах нет специального переключателя для этого режима, поэтому процедура мультиэкспозиции требует определённых манипуляций. Распишем по пунктам алгоритм действий.

1. Снимаем первый кадр. (Здесь надо отметить, что в экспозиции обязательно надо учитывать факт двукратного или многократного экспонирования. Если съёмка осуществляется без чёрного маскирования частей кадра, то возможно значительное переэкспонирование светочувствительного материала.)
2. Устанавливаем выключатель зубчатого барабана продвижения плёнки в положение "R".
3. Удерживая выключатель зубчатого барабана в положении "R", взводим до упора затвор. (Плёнка при этом не протягивается. Если же не удерживать выключатель зубчатого барабана во время взвода затвора, то он возвратится в исходное положение и плёнка продвинется на один кадр.)
4. Снова экспонируем кадр. (В случае необходимости экспонирования того же кадра повторно, повторяем все действия со второго по четвёртый пункты.)

Иногда можно встретить в описании этой процедуры требование выбрать слабину плёнки ручкой обратной перемотки на одном из этапов - или после съёмки первого кадра, или после переключения выключателя зубчатого барабана в положение "R". Занятие это абсолютно бессмысленное и даже вредное! Разберёмся, почему? Если выбирать слабину плёнки после экспонирования первого кадра (в этот момент зубчатый барабан ещё не может свободно вращаться и фиксирует натяжение плёнки), то она, эта самая слабина, вновь снова появится как раз в тот момент, когда выключатель зубчатого барабана будет переведён в положение "R". Произойдёт это потому, что зубчатый барабан получит свободу и сможет вращаться в любую сторону практически без усилия. И даже если между ним и подающей кассетой слабина плёнки была выбрана, то она возникнет между зубчатым барабаном и принимающим барабаном.

Что касается вредности данной процедуры, то она заключается в том, что если переусердствовать, то можно довольно сильно натянуть плёнку, и после отключения зубчатого барабана она может заметно сместиться в сторону подающей кассеты. Если же подтягивать плёнку после отключения зубчатого барабана, то есть вероятность вообще протянуть плёнку на довольно большое расстояние относительно кадрового окна. Когда-то, давным-давно, мы проверили работоспособность этой функции "единичек", отсняв плёнку, где объектом съёмки была специально нарисованная на листе ватмана мишень. Всегда, когда на каком-либо из этапов мультиэкспонирования выбиралась слабина плёнки, смещение центра мишени на многократно экспонированном кадре было значительно большим, чем в тех случаях, когда никаких манипуляций с выбором слабины не производилось.

Теперь попробуем ответить на вопрос, почему же компания Olympus не сочла возможным объявить об этой функции "единичек". Во-первых, потому, что подобная процедура чем-то напоминает "танцы с бубнами". Надо и камеру в руках держать, и переключатель удерживать во время взвода затвора, и курок взводить, и фокусироваться, и экспозицию устанавливать... В тех камерах, к примеру в Nikon F3, которые оснащены такой функцией вполне официально (возможность мультиэкспозиции отражена в инструкции), пользоваться ею гораздо проще и удобнее - достаточно перевести специальный переключатель в нужное положение. Плёнка в камере в этот момент не прослабляется, её натяжение сохраняется, потому как зубчатый барабан в Nikon F3 не отключается на момент повторного экспонирования кадра. Поскольку после отключения зубчатого барабана в Olympus'ах, плёнка в фильмовом канале в обязательном порядке даёт слабину, идеальная точность совпадения изображений не может быть гарантирована. Одним словом, функцией мультиэкспозиции пользоваться можно, но только в тех случаях, когда не требуется особой точности совпадения кадров.

Далее рассмотрим чем отличаются друг от друга те или иные модификации "единичек", какие принципиальные изменения вносились в их конструкцию по мере развития системы Olympus OM и на что стоит обратить внимание, если Вы решите приобрести себе одну из этих замечательных камер. Начнём, конечно же, с представленного на выставке Photokina в 1972 году Olympus M-1 и самой ранней версии Olympus OM-1.

Olympus M-1 и ранняя версия Olympus OM-1. Почему мы объединили камеры с аббревиатурами M-1 и OM-1 в одной главе? Как мы уже неоднократно упоминали, самые первые камеры имели маркировку на верхней панеле M-1. Но это название камеры не продержалось и пары месяцев и было изменено на OM-1. (Подробнее с причинами переименования камеры можно ознакомиться в статье с общей информацией о системе Olympus OM.) Сами же камеры, кроме различия в одну букву в аббревиатуре и нескольких конструктивно незначимых отличий, о которых мы расскажем в главе "Для коллекционеров" этой статьи, абсолютно идентичны и конструктивно, и внешне.

Главное конструктивное отличие ранних OM-1 (и M-1) от своих более поздних собратьев легко увидеть при внешнем осмотре - на нижних панелях камер нет специальных отверстий и контактных групп, предназначенных для подключения моторных приводов и вайндеров. Иными словами, ни самые первые камеры Olympus M-1, ни ранние версии с маркировкой OM-1, не имели возможности подключения и работы с моторами. Однако, если заглянуть под нижнюю панель этих камер, то под ней обнаруживаются некоторые из элементов, необходимых для работы с моторными приводами. Отсюда следует, что данная функция закладывалась в конструкцию камеры изначально. Мало того... Не прошло и двух лет, как в продажу поступили и камеры с возможностью подключения моторных приводов, и сами моторные приводы и вайндеры. Так почему же камеры попали на выставку Photokina без возможности подключения моторов? Причина кроется в очень ответственном отношении Йошихисы Майтани к выпуску на рынок той или иной фотопринадлежности. Компания Olympus просто не успевала до фотовыставки провести полный цикл заводских испытаний камеры и вайндера, и именно поэтому было принято решение о презентации Olympus M-1 без возможности подключения моторных приводов.
Bottom plates Olympus OM-1
Нижние панели Olympus M-1 и ранних OM-1 (слева) без контактных групп и отверстий для подключения моторных приводов, и более поздних OM-1 MD и OM-1n (справа) и с контактными группами, и с необходимыми отверстиями для моторов.
Кстати, о том, что все Olympus M-1 и ранние Olympus OM-1 были принципиально готовы к работе и с моторными приводами, и с вайндерами говорит и тот факт, что авторизованные сервисные центры Olympus и независимые мастерские по ремонту фототехники, за сравнительно небольшие деньги производили апгрейд этих камер для работы с моторами. Устанавливались контактная группа связи с мотором, контакты прерывателя управления, заменялась нижняя панель, и камера переходила в категорию "OM-1 MD". В США такая модернизация в восьмидесятых годах прошлого века стоила около ста долларов.
Ещё одно отличие ранних камер OM-1 (и M-1 в том числе) от более поздних, тоже можно легко обнаружить при внешнем осмотре. Для этого нужно снять объектив (см. фото справа) и обратить внимание на верхнюю часть заобъективного пространства.

У ранних камер хорошо виден поводок привода экспонометра, у более поздних модификаций его нет. Это отличие обусловлено изменениями в конструкции затворов и системы привода управления экспонометрами камер. В обзорной статье о системе Olympus OM мы упоминали об этих различиях в связи с возможностью быстрой и не слишком трудоёмкой перерегулировки экспонометрических устройств камер Olympus OM-1 под современные элементы питания.

Открыв заднюю крышку, можно увидеть очередное отличие ранних камер M-1 и OM-1 от более поздних OM-1 MD и OM-1n. Это прижимной столик. На ранних камерах он немного меньших размеров - 51.5 х 38 mm. У более поздних моделей, и не только Olympus OM-1, но и у других камер системы Olympus OM, его размеры 60.5 х 38.5 mm. Устанавливаются прижимные столики на специальные клёпки в задних крышках, расстояние между центрами которых тоже различно и равно 45 mm и 52 mm соответственно.

Надо сказать, что довольно часто можно встретить камеры Olympus OM-1, относящиеся уже к модификации OM-1 MD, с возможностью работы с моторными приводами и вайндерами, но с прижимными столиками как у Olympus M-1 и ранних OM-1. Этот факт свидетельствует о том, что развитие системы Olympus OM происходило постепенно, и инновации внедрялись в камеры не резкими скачками, а непрерывно и постоянно. Поэтому "в природе" существует огромное множество переходных модификаций Olympus OM-1.
Olympus OM-1 New And Old Model.
Так выглядит заобъективное пространство камер Olympus OM-1. Слева - поздние камеры, справа - ранние камеры, в том числе и Olympus M-1.
Olympusw OM-1 Tables
Прижимные столики Olympus M-1 и ранних OM-1 (слева, меньшего размера) и более поздних камер системы Olympus OM (справа, большего размера).
Комплектовались Olympus M-1 и ранние Olympus OM-1 фокусировочными экранами 1-1 (матированное поле с кругом микропризм в центре) и колечками для присоединения наплечного ремня в форме трапеции. (Такие колечки Вы можете увидеть на фотографиях камеры Olympus M-1, ниже в этой статье.) Все более поздние камеры системы Olympus OM комплектовались колечками круглой формы. Для установки на камеры фотовспышек и управления ими, на камерах Olympus M-1, OM-1 и OM-1 MD устанавливались "горячие башмаки" типа Accessory Shoe 1, имеющие только два контакта для синхронизации затвора камеры с фотовспышкой. (Заметим, что "горячие башмаки" для камер приобретались отдельно.)

Подводя итог рассказу о камерах M-1 и ранних OM-1, надо сказать о цветовых решениях, в которых они выпускались. За исключением нескольких экземпляров камеры Olympus M-1, выпущенных в чёрном исполнении, эти камеры поступали в продажу исключительно в хромированном варианте. Те несколько чёрных камер Olympus M-1, которые крайне редко попадаются на аукционах, были изготовлены специально для выставки Photokina. (Более подробно о чёрных Olympus M-1 мы расскажем в главе "Для коллекционеров".) Ранние версии Olympus OM-1 существуют и в хромированном варианте, и в чёрном. Но чёрные камеры встречаются не так часто, что говорит об относительно небольшом количестве выпущенных экземпляров.

Olympus OM-1 MD. Следующая модификация "единичек" в нашем обзоре - это Olympus OM-1 MD. Аббревиатура "MD", как уже упоминалось - это сокращение от английского Motor Drive. Она подразумевает возможность работы камеры с моторными приводами или вайндерами. В Японии камеры Olympus OM-1 с реализованной в них возможностью работы с моторами появились в продаже уже в конце сентября 1974 года, в Европе и США на пару месяцев позже, в конце 1974 года. Для того, чтобы определить, относится ли Ваша "единичка" к категории "MD", достаточно взглянуть на её нижнюю панель. Если на ней имеются отверстия и контактная группа для подключения моторов, то Ваша камера готова с ними работать. Посмотреть, как должна выглядеть нижняя панель "MD" камер, можно на фото выше в этой статье.
Olympus OM-1 MD Black With Winder
Чёрный Olympus OM-1 MD с присоединённым вайндером.
Несколько слов стоит сказать о шильдике с маркировкой "MD" на лицевых панелях камер Olympus OM-1. Дело в том, что подобная маркировка появилась сначала на камерах Olympus OM-2, и лишь после этого "единички" были удостоены чести получить заветные буковки "MD" на корпусе. Поэтому, если вдруг Вы не нашли на своей камере шильдика "MD", это совсем не означает, что к ней нельзя прикрутить мотор или вайндер. Определяющим является наличие на нижней панеле камеры отверстий и контактной группы для подключения моторов, а не буквы на лицевой панели.

С точки зрения функциональных характеристик, отличие камер Olympus OM-1 MD от своих более ранних собратьев, заключается исключительно в возможности подключения к камере моторных приводов и вайндеров. Конструктивные изменения вносились в камеры Olympus OM-1 на протяжении всего периода их производства, но не все их можно обнаружить при внешнем осмотре. Так, к примеру, модернизацию затвора камеры, которая произошла в начале 1974 года, снаружи заметить невозможно, а изменения в конструкции привода экспонометра можно увидеть в верхней части заобъективного пространства (см. фото выше в этой статье). Несколько увеличившийся в размерах прижимной столик легко обнаружить визуально, а изменения в элементной базе и конструкции электронных плат можно обнаружить только разобрав камеру.
Все изменения в конструкцию, вносившиеся в камеры Olympus OM-1 MD, тем или иным образом улучшали их эксплуатационные характеристики, повышали надёжность и ремонтопригодность. Так, увеличение размеров прижимного столика положительно сказалось на выравнивании плёнки в фильмовом канале. Доработка узла передачи экспозиционных значений в экспонометр камеры в значительной степени упростило процедуру регулировки встроенного экспонометра, которую теперь можно было производить без снятия верхней панели камер. Достаточно стало демонтировать кольцо байонета, чтобы произвести регулировку экспонометра. Подобная модернизация камеры в значительной степени улучшила её ремонтопригодность. Использование в конструкции более современных электронных элементов повышало надёжность, увеличивало срок службы камер и обеспечивало большую точность замера экспозиции.

Помимо наличия или отсутствия у камер Olympus OM-1 MD шильдика с заветными буковками, существуют и некоторые другие небольшие различия. Обусловлены они, как правило, постепенным внедрением тех или иных новаций. Так, ранние камеры комплектовались прижимными столиками меньшего размера, а более поздние - большими по размеру. Так же, у более поздних Olympus OM-1 MD можно обнаружить задние крышки, идентичные крышкам модели OM-1n с отличающейся по форме прижимной кассетной пластиной. Ещё больше различий можно можно найти внутри камер, но без разборки их увидеть не удастся, поэтому мы не будем останавливаться на их перечислении.

Как и ранние Olympus M-1 и OM-1 (не "MD"), комплектовались "единички" Motor Drive фокусировочными экранами 1-1. Система установки на камеру фотовспышек тоже никак не изменилась. "Горячий башмак" для Olympus OM-1 MD - Accessory Shoe 1. Выпускались камеры Olympus OM-1 MD как в хромированном исполнении, так и в чёрном.

Тем, кому хотелось бы познакомиться с системой Olympus OM более углублённо, возможно, будет полезна информация о камерах, у которых вместо надписи "MD" на шильдике какие-то непонятные буквы "V.S.O.E." на фоне стилизованной фотокамеры. Функционально эти камеры ничем не отличаются от Olympus OM-1 MD, но история у них совершенно индивидуальная. Расскажем об этих камерах в главе "Для коллекционеров" этой статьи.

Olympus OM-1n. Если Olympus OM-1 MD очень легко отличить от своих предшественников, взглянув на нижнюю панель, то, помимо разницы в одну маленькую букву "n" в аббревиатуре (понятно, что латинская "n" - это сокращение от "new", то есть "новый"), отличить по внешним признакам Olympus OM-1 MD от Olympus OM-1n немного сложнее. Реально, внешних отличий всего два, и оба они не такие броские, как нижние панели камер с возможностью работы с моторами и без таковой. Первое, что можно заметить - это более плавные обводы чёрной пластиковой накладки курка взвода затвора. Второе визуальное отличие - это два отверстия на кожухе пентапризмы рядом с гнездом присоединения "горячего башмака".
Olympus OM-1 And OM-1n Levers
Olympus OM-1 And Olympus OM-1n Top Cover
Рычаги взвода затворов Olympus OM-1 и Olympus OM-1n. Пластиковые накладки немного отличаются по форме.
Верхние панели камер Olympus OM-1 и Olympus OM-1n. У последней имеются  два дополнительных контакта для подключения Accessory Shoe 4.
Именно эти два небольших отверстия на кожухе пентапризмы свидетельствуют о главном конструктивном отличии Olympus OM-1n от более ранних "единичек". Камеры получили возможность контроля готовности согласованных фотовспышек к работе, не отрывая взгляда от видоискателя. Сигнал о готовности вспышки, через один из этих контактов, подаёт специальный светодиод, загорающийся в поле зрения видоискателя.

Иногда можно встретить мнение, что камеры Olympus OM-1n обладают возможностью TTL-управления согласованными вспышками Olympus. Это не так! К сожалению, такой функции камеры OM-1n не имеют. Вероятно, именно эти два дополнительных контакта подключения "горячего башмака" и спровоцировали подобное заблуждение. Но тогда возникает вопрос... Для включения светодиода вполне достаточно и одного контакта (вторым является корпус камеры). Зачем же тогда нужен второй? Ответ очень прост. Второй контакт необходим именно для TTL-управления согласованными вспышками, но не для Olympus OM-1n, а для камер Olympus OM-2n. Инженерами Olympus, в целях унификации, и Olympus OM-1n, и Olympus OM-2n были адаптированы для использования одного и того же "горячего башмака" Accessory Shoe 4.
Модернизации подверглась и задняя крышка камеры. А именно, изменилась форма пружинной пластины, предназначенной для прижима кассеты. Крышки с прижимными пластинами обновлённой формы иногда можно встретить и на камерах Olympus OM-1 MD, но, если Olympus OM-1 MD с задней крышкой нового образца - это, скорее, исключение, то Olympus OM-1n комплектовался только новыми крышками.

Что касается отличий внутри камер, то в Olympus OM-1n изменений было внесено довольно много. В первую очередь изменения коснулись элементной базы. В обновлённой "единичке" были применены самые современные на тот момент времени электронные элементы. Изменилась конструкция печатных плат. Серьёзной доработке подвергся затвор камеры. Изменилась и комплектация камер. В продажу Olympus OM-1n поступали с новыми фокусировочными экранами 1-13 (матированное поле с кольцом микропризм и горизонтальными клиньями Додена в центре).
Olympus OM-1 Back Door Inside
Задние крышки линейки камер Olympus OM-1 с прижимными пластинами старого образца и нового.
Выпускались камеры в хромированном и чёрном исполнении. Однако, в 1992 году, к двадцатилетию выхода на рынок камеры Olympus M-1, компанией Olympus было изготовлено двадцать пять камер в позолоченных корпусах. В продажу эти Olympus OM-1n никогда не поступали. Подробнее мы расскажем об этих эксклюзивных "единичках" в главе "Для коллекционеров".

На что обратить внимание при покупке "единичек". В обзорной статье о системе Olympus OM мы уже упоминали о болезни, которой подвержены Olympus OM-1 всех модификаций и линейка Olympus OM-2 (кроме Olympus OM-2 SP) - это деградация зеркального покрытия пентапризм. Обусловлена эта болячка исключительно временем, которое прошло с момента выпуска камер и, по сути, является следствием разрушения поролоновой прокладки, непосредственно соприкасающейся с пентапризмой. Начинается эта болезнь с появления в нижней части видоискателя небольших, едва заметных пятнышек. Если же процесс зашёл уже довольно далеко и в видоискателе появились бесформенные грязные пятна (см. фото ниже), то лечится эта проблема исключительно заменой пентапризмы и стоит совсем не дёшево.

Кроме того, если Вам неизвестно, обрабатывалась ли пентапризма у приобретённой Вами камеры или нет, настоятельно рекомендуем обратится к фотомастеру для выяснения этого вопроса. В противном случае, если пентапризма не обработана и поролон находится на положеном ему месте, рано или поздно, процесс разрушения поролона обязательно наступит, что в обязательном порядке приведёт и к нарушению зеркального слоя пентапризмы. Но, в этом случае, предпринимать что-либо будет уже поздно. Пентапризму придётся менять.
Деградация зеркального покрытия пентапризмы.
Коррозия верхней панели в результате длительного соприкосновения с "горячим башмаком".
Если Вы приобретаете "единичку" из неизвестного источника и не имеете возможности проверить камеру лично, будьте понастойчивее и обязательно уточните у продавца нет ли в нижней части видоискателя даже небольших подозрительных тёмных пятнышек. Если таковые имеются, или продавец уклоняется от ответа, то будьте готовы к тому, что пентапризму возможно придётся заменить. Скорее всего, процесс разрушения зеркального покрытия уже начался, а деликатно отмыть уже повреждённую пентапризму не всегда получается.

Ещё один вопрос, который обязательно надо выяснить у продавца - работает ли экспонометр камеры. Совершенно не обязательно, чтобы Вам подтвердили точность работы экспонометра. Продавец может и не иметь возможности сравнить показания экспонометра его "единички" с заведомо корректными показаниями другого экспонометрического устройства, отдельного или встроенного в камеру. Но элементарно проверить движение стрелки встроенного экспонометра Olympus OM-1 во всём её диапазоне, продавцу вполне по силам. Подрегулировать экспонометр камеры можно будет и позже, у того мастера, которому Вы доверяете. Но вот если Вы не получите от продавца принципиального подтверждения работоспособности экспонометра камеры, то приобретённая Вами "единичка" может оказаться просто комплектом запчастей, а не камерой для съёмки. Надо учитывать тот факт, что замена экспонометра - процедура крайне дорогостоящая. Во-первых потому, что запчасти на Olympus OM найти сегодня трудно и, скорее всего, придётся разбирать другую камеру, чтобы извлечь из неё необходимые исправные детали. И во-вторых потому, что работа по замене экспонометра очень трудоёмкая и стоить будет приличных денег. Одним словом, лучше немного дороже купить заведомо исправную камеру, чем покупать непонятно какой дешёвый аппарат и потом потратить уйму денег на его ремонт.

И ещё пара советов, которые позволят Вам на долгие годы сохранить камеру работоспособной и без серьёзных потерь во внешнем виде. Первый совет касается "горячих башмаков", устанавливаемых на камеры Olympus OM-1 и Olympus OM-2. Если Вы не используете фотовспышку, снимайте с камеры "горячий башмак". То же необходимо сделать, отправляя камеру на длительное хранение. "Горячий башмак" храните отдельно, а не установленным на камеру, и устанавливайте его тогда, когда есть необходимость использовать фотовспышку. Почему надо следовать этому совету? Дело в том, что на внутренней стороне всех Accessory Shoe для камер OM-1 и OM-2 находятся две резиновые накладки, предназначенные для более плотного прилегания "горячего башмака" к камере. Резина - материал довольно агрессивный и, при длительном соприкосновении с красочным или хромированным покрытием верхних панелей камер, приводит к разрушению этого самого покрытия (см. фото). На работоспособности камер это никак не отражается, но неряшливый вид Вашей "единичке" обеспечен. Отмыть появившиеся пятна не получится, покрытие разъедается, а замена верхней панели влетит в копеечку.

Второй совет можно отнести ко всем фотокамерам, в которых используются батареи питания. Убирая камеру на длительное хранение, не забывайте извлекать батарейки из батарейного отсека. В противном случае, со временем, батарейка может потечь. Вытекающая из батарейки жидкость очень едкая, разрушает контакты и покрытия, что самым негативным образом сказывается на работоспособности камеры и на её внешнем виде.

Рекомендации по выбору той или иной камеры мы уже давали в обзорной статье о системе Olympus OM, поэтому, здесь ограничимся только одной. Если Вы приобретаете камеру для съёмки, а не для коллекции, то выбрать лучше самую последнюю модель из линейки "единичек" - Olympus OM-1n.
Для коллекционеров. В этой главе мы расскажем о небольших внешних различиях камер Olympus M-1, OM-1, OM-1 MD и OM-1n, которые никак не влияют на их функциональность, но могут быть интересны коллекционерам фототехники от Olympus. Останавливаться на отличиях, которые невозможно увидеть, не разобрав камеры, не будем. Повторимся, система Olympus OM в целом и камеры Olympus OM-1 в частности, находились в постоянном развитии, и небольших конструктивных различий внутри камер огромное множество.

Кроме того, мы более подробно остановимся на тех цветовых решениях "единичек", о которых вкратце уже упоминали в главах, посвящённых их конкретным модификациям.

Olympus M-1. Всего камер с маркировкой Olympus M-1 успели произвести около 52.000 экземпляров. Сама компания Olympus никогда не публиковала подобных данных, поэтому эта цифра весьма приблизительна и вычислялась эмпирически на основании известных серийных номеров камер Olympus M-1, находящихся в частных коллекциях или появлявшихся в продаже на аукционе eBay.

Первенец линейки "единичек", маркировавшийся как M-1, помимо отличия в аббревиатуре от более поздних камер, получивших надпись OM-1, имел и некоторые внешние различия среди своих M-1 собратьев. Увидеть их Вы можете на фотографиях, представленных справа в этой главе. Отличия эти очень незначительны и представляют интерес исключительно для коллекционеров, но, для полноты картины, о них стоит рассказать.

Первое из них - это винты, которыми кольцо байонета крепится к камере. На самых первых экземплярах Olympus M-1 использовались винты исключительно с плоским шлицем. Такие же винты можно встретить на креплении байонетов самых первых объективов линейки Olympus OM Zuiko. Позднее Olympus использовал и на камерах, и на объективах винты исключительно с крестообразным шлицем Philips (Ph).

Камеры с винтами как с плоским шлицем, так и с крестообразным, встречаются на аукционах примерно с одинаковой частотой. Причём, по серийным номерам практически невозможно определить, к какой из разновидностей камера относится. Иногда встречаются камеры с более поздними номерами, но с винтами с плоским шлицем, и наоборот. Однако, определённая закономерность всё же прослеживается - для более ранних камер характерны винты с плоским шлицем, а для более поздних - с крестообразным.

Гораздо реже встречаются на аукционах (и в коллекциях) камеры Olympus M-1 не с красной точкой на выключателе, отвечающем за отключение зубчатого барабана продвижения плёнки, а с меткой в виде красного прямоугольника. Таких камер примерно 10-15% от общего числа Olympus'ов с аббревиатурой M-1. Какой-либо жёсткой связи камер, имеющих метку прямоугольной формы, с их серийными номерами тоже установить не получается. Как правило, метка прямоугольной формы встречается на более ранних экземплярах камер. Редкость таких Olympus M-1 определяет и их гораздо более высокую стоимость.

И ещё одно замечание по поводу Olympus M-1 с меткой в виде красного прямоугольника... Таких камер с крестообразными винтами крепления байонета с завода никогда не выходило. Если где-либо Вам попадётся такая камера, то с уверенностью можно сказать, что винты были заменены после ремонта на более доступные с крестообразным шлицем.

Для читателей, заинтересованных в получении более подробных сведений, мы приводим сводную таблицу серийных номеров известных нам камер Olympus M-1. В таблице указаны источники информации (частная коллекция, аукцион eBay), и, в тех случаях когда это известно, сведения о дате выпуска камеры, о винтах крепления байонета и форме метки на выключателе зубчатого барабана. Для составления более полной картины, мы предлагаем всем владельцам камер Olympus M-1 присылать нам сведения об их личных экземплярах для дополнения нашей базы данных. Заранее выражаем благодарность всем откликнувшимся! Ознакомиться с таблицей Вы можете, скачав её по этой прямой ссылке или по ссылке на странице с инструкциями.

Счастливым обладателям редких Olympus M-1 и ранних версий OM-1 расскажем где и как посмотреть дату изготовления их камер. Найти её можно в зашифрованном виде на тыльной стороне прижимного столика. Демонтировать столик не сложно, но если Вы не уверены, что сможете его аккуратно сначала снять, а затем также аккуратно поставить на место, то лучше эту операцию доверить квалифицированному специалисту из фотомастерской.

Итак, когда столик снят, на его тыльной стороне Вы найдёте штамп, сделанный красной или коричневой краской. (Небольшое предостережение! Краска в штампах крайне нестойкая, смывается любым из растворителей и даже водой. Так что лучше штамп ничем не протирать.) Первая буква в штампе - это иероглиф, в котором зашифрован завод, где камеру изготовили. К сожалению, мы не сильны в японском, поэтому не сможем дать Вам каких-либо рекомендаций по расшифровке этого иероглифа. Однако, учитывая тот факт, что производство первых камер было налажено на заводе Olympus в Тацуно, то можно предположить, что именно этот завод и зашифрован в иероглифе. А вот что касается следующих за ним двух цифр (или сочетания цифры и латинской буквы), то здесь всё очень просто. Первая цифра говорит о годе выпуска камеры: 2 - это 1972 год; 3 - 1973 год; 4 - 1974 год... Вторая цифра - это месяц, в котором камера была произведена. 1 - это январь; 2 - февраль; 3 - март; и так далее до сентября, маркировавшегося цифрой 9. Для обозначения октября, ноября и декабря одиночных цифр не оставалось и компания Olympus использовала для этих месяцев латинские буквы "X", "Y" и "Z" соответственно.

Исходя из вышесказанного, совершенно точно можно определить, что камеры Olympus M-1 и ранний Olympus OM-1, прижимные столики от которых представлены на фото справа, были изготовлены в декабре 1972 года и в ноябре 1973 года.
Olympus M-1 Logo
Аббревиатура "M-1" на корпусе камеры Olympus M-1.
Olympus M-1 Screws
Винты крепления кольца байонета с плоским шлицем.
Olympus M-1 Rewind Switch
Красная метка прямоугольной формы на выключателе зубчатого барабана самых первых Olympus M-1.
Olympus M-1 & OM-1 Tables
Дата изготовления Olympus M-1 и ранних версий OM-1 на тыльной стороне прижимного столика.
Если хорошо покопаться, то, конечно же, можно отыскать ещё несколько мелких отличий камер Olympus M-1 от своих более поздних собратьев. Таких, к примеру, как форма защёлки задней крышки или небольшое отличие прижимной пластины кассеты, расположенной на той же самой задней крышке... Но мы не будем углубляться в столь незначительные детали. Если уважаемому интернет-сообществу эта информация будет интересна, то обращайтесь к нам, и мы дополним статью более подробными сведениями. Но вот о чём совершенно точно стоит рассказать, так это об Olympus M-1 в чёрном исполнении.
В продажу такие камеры никогда не поступали и серийно не выпускались, но в "природе" такие Olympus M-1 существуют. Буквально несколько экземпляров камеры были выпущены для выставки Photokina. Все их отличает выдавленная на тыльной стороне верхней панели и закрашенная белой краской надпись SAMPLE. В переводе с английского это означает "образец" или "пробный экземпляр". Подобными надписями принято маркировать экземпляры техники (и не только фото), не предназначенные для продажи.

Нам не удалось выяснить, сколько же экземпляров чёрных Olympus M-1 было выпущено, хотя нами прилагались значительные усилия в этом направлении. Никто из экспертов не смог хоть как-то прояснить эту ситуацию. Мало того, даже в музее Olympus при заводе в Тацуно этой информацией не располагают и чёрный Olympus M-1 в их экспозиции не представлен. Предположительно, камер было выпущено не более пяти-десяти штук. Именно столько сэмплов, как правило, выпускают фирмы изготовители фототехники для презентации на выставках.

Столь незначительное количество выпущенных камер подразумевает крайнюю редкость их появления на аукционах и очень высокую цену. Камера с объективом, которую Вы видите в фотогалерее слева, была продана на одном из аукционов в мае 2006 года за 2.600 Euro.
Цены и на хромированные Olympus M-1, периодически появляющиеся на аукционах сегодня, тоже совсем не маленькие. Камера в отличном состоянии, без следов ремонта, без явных дефектов, типа деградировавшего зеркального покрытия пентапризмы, и в оригинальной комплектации, может стоить 450-500 долларов за корпус. Если камера продаётся в комплекте с "полтинником" M-System со светосилой 1:1.8, то её цена может увеличиться до 600 долларов. Цена на комплект Olympus M-1 с M-System G.Zuiko 50mm/1.4 в идеальном состоянии может доходить и до 800-900 долларов. Покупать подобные комплекты для съёмки совершенно нецелесообразно. Предназначение этих камер - радовать глаз коллекционера.
Несколько дополнительных справочных фотографий Olympus M-1
Olympus M-1 & Olympus M-System 50mm/1.4
Olympus M-1 (№ 141840) с объективом Olympus M-System G.Zuiko 50mm/1.4 (№ 109968). Дата выпуска камеры - декабрь 1972 года.
Olympus M-1 145837 & 118435 From Meinhard Schmitt
Два Olympus M-1 из коллекции Мейнхарда Шмитта с разными по форме метками на выключателе зубчатого барабана. Более поздний M-1 с меткой в виде точки (№ 145837, слева) и ранний с меткой в виде прямоугольника (№ 118435, справа).
Olympus OM-1 MD. Как мы уже упоминали в этой статье, самое главное визуальное отличие камер Olympus OM-1 MD разных лет выпуска заключается в наличии или отсутствии шильдика "MD" на лицевых панелях. Однако, существуют камеры с аббревиатурой "V.S.O.E." на этом самом шильдике. Расскажем об этой аббревиатуре более подробно.

Итак... Что означают эти буквы? Расшифровывается это сокращение как "Voll Service Olympus Europe", что в вольном переводе с немецкого означает - полное сервисное обслуживание Olympus в Европе. Предыстория появления на камерах Olympus этой аббревиатуры такова... В середине семидесятых годов прошлого века, камеры Olympus OM-1 и Olympus OM-2 в Европе стоили дороже, чем в Японии. Причём, разница в стоимости была весьма ощутимой. Предприимчивые европейские бизнесмены не приминули воспользоваться этой ситуацией и наладили поставки "серых" камер, минуя официальное представительство Olympus в Европе. Авторизованные сервисные центры отказывались производить гарантийный ремонт "серых" камер, что нередко приводило к возникновению конфликтных ситуаций. Дабы исключить негативные имиджевые потери и защитить рынок от вала "серых" поставок, руководством компании Olympus было принято решение все камеры в официальных поставках на европейский рынок маркировать специальным шильдиком "V.S.O.E.", чтобы любой покупатель мог отличить официально ввезённую камеру от "серой".

Кроме шильдика "V.S.O.E.", изнутри, на задние крышки камер приклеивалась специальная наклейка с подтверждением гарантийных обязательств Olympus. Помимо этого, в комплект документации камеры входил специальный паспорт "V.S.O.E.", фотографию которого Вы можете увидеть на фото ниже. Паспорта содержали целых десять (!) страниц, облачались в обложку из чёрного кожзаменителя и дополнялись картой покупателя и минипроспектом со списком авторизованных дистрибьюторов и сервисных центров Olympus. Все желающие могут скачать сканы паспорта и карточки покупателя в формате PDF по этой прямой ссылке или со страницы с инструкциями.
Olympus OM-1 V.S.O.E. Plus Pass
Olympus OM-1 MD с шильдиком V.S.O.E. Специальный паспорт V.S.O.E. и наклейка на внутренней стороне задней крышки.
Для борьбы с "серыми" поставками, компании Olympus пришлось пойти и на серьёзные материальные затраты, организовав разъяснительную рекламную кампанию в печати и на телевидении. Усилия по вытеснению с рынка "серых" камер Olympus предпринимала на протяжении довольно долгого времени. Надо отметить, что шильдиками "V.S.O.E" маркировались не только Olympus OM-1, но и камеры Olympus OM-2. Кроме того, более поздние Olympus OM-1n и Olympus OM-2n, поступавшие на рынок Европы, тоже имели аббревиатуру "V.S.O.E.", но не на лицевых панелях камер, а в паспортах.

С появлением на камерах шильдика "V.S.O.E" связано ещё одно интересное событие. Первоначально, шильдик с буквами "MD" имел квадратную форму. Однако, комфортно разместить на той же площади четыре буквы вместо двух не представлялось возможным - либо буквы должны были стать совсем маленькими и нечитаемыми, либо сам шильдик надо было увеличивать в размерах. Olympus пошёл по второму пути и увеличил по длине размер шильдика. Позднее, на камеры Olympus OM-1n и Olympus OM-2n вернулась аббревиатура "MD", но длину шильдика уменьшать не стали, а добавили слева и справа от букв декоративные полоски. Унификация коснулась и более поздних камер Olympus OM-1 MD, продававшихся в других странах, помимо европейских - они тоже приобрели удлинённые шильдики с полосками по бокам.

В заключении отметим, что ни на внутренний японский рынок, ни на рынок США, ни на какие-либо другие рынки, кроме европейского, камеры с аббревиатурой "V.S.O.E." официально не поставлялись.
Label MD V.S.O.E. MDn
История эволюции шильдика на лицевых панелях камер Olympus OM. Слева направо. Самый ранний вариант квадратных шильдиков с буквами "MD". Прямоугольные шильдики с надписью "V.S.O.E."  на камерах, поступавших на европейский рынок. Самые последние шильдики, с декоративными полосками слева и справа от букв, на поздних камерах Olympus OM-1 MD, а также на Olympus OM-1n.
Olympus OM-1n. В отличии от более ранних модификаций "единичек", камеры Olympus OM-1n не приобрели никаких внешних отличий от своих собратьев за всё время их производства. Никаких видимых конструктивных изменений найти не удастся, шильдиков "V.S.O.E." на них не приклеивали... Однако... Существует одна совершенно эксклюзивная модификация этой камеры, выпущенная в 1992 году в количестве всего в двадцать пять экземпляров - это Olympus OM-1n в позолоченном корпусе. Уникальную отделку дополняли коричневые кожаные накладки на боковины камеры и заднюю крышку, с декоративным тиснением под змеиную кожу. Кроме того, камеры комплектовались "полтинниками" MC Zuiko с позолоченными байонетными кольцами. Выпуск этой партии камер был приурочен к двадцатилетию презентации фотографической системы Olympus M System на выставке Photokina в 1972 году.

Двадцать четыре экземпляра позолоченных Olympus OM-1n были предназначены для награждения авторизованных дилеров компании Olympus в Европе. Вручение этих юбилейных презентов состоялось в голландском представительстве Olympus. Укомплектованы двадцать четыре позолоченные камеры были объективами OM Zuiko MC 50mm/1.8. Двадцать пятая камера существует всего в одном-единственном экземпляре. Собственно сама камера была абсолютно идентична остальным двадцати четырём собратьям, но укомплектована она была позолоченным объективом OM Zuiko MC 50mm/1.4. Камера была вручена победителю фотоконкурса, который организовал журнал Panorama к юбилейной дате. Ко всем камерам прилагались специальные сертификаты, в которых были пропечатаны номера камеры и объектива.

Есть сведения, что на одном из аукционов в сентябре 2015 года камера Olympus OM-1n Gold с позолоченным объективом OM Zuiko MC 50mm/1.8 была продана за 752 Euro. Какой-либо ещё достоверной информацией о ценах на эти камеры мы не располагаем, потому как за последние лет пятнадцать-двадцать в продаже позолоченные OM-1n нам не попадались. За 200-300 долларов иногда можно встретить "самоделки" Olympus OM-1n в позолоченных корпусах. Оригинальных сертификатов на подобные имитации у продавцов, конечно же, нет. Что же касается покупки такой камеры, то, на наш взгляд, - это пустая трата денег, потому что никакой коллекционной ценности эти камеры не имеют.
Sertificate Olympus OM-1n Gold
Olympus OM-1n Gold
Olympus OM-1n в позолоченном корпусе с объективом OM-System Zuiko MC 50mm/1.8 с позолоченным байонетным фланцем и сертификат, прилагавшийся к этим комплектам. Фото камеры и объектива любезно предоставлено Duncan Meeder © 2000, Holland.
Закончить обзор замечательных камер линейки Olympus OM-1 хотелось бы дифирамбами этим "рабочим лошадкам" из мира фототехники. Первое знакомство Вашего покорного слуги, автора этой статьи, с Olympus OM-1 MD произошло около сорока лет назад, то ли в 1978, то ли в 1979 году. Сейчас уже точно и не вспомнить... Отснято камерой за всё это время было огромное количество плёнок в самых разных ситуациях и при различных погодных условиях, порой довольно экстремальных. Снимать приходилось и в тридцатиградусные морозы, которые у нас не редкость, и в сорокапятиградусную жару в аравийской пустыне... И ни разу камера не подвела.

Та самая "единичка" жива и здравствует и поныне, хотя работы у неё, в наш век цифровой фотографии, конечно же, поубавилось. Главное условие, чтобы камера долгие годы служила Вам верно и преданно - это соблюдать элементарные правила эксплуатации и хранения. Не стоит ронять камеру на пол, бить о дверные косяки... Хранить нужно в сумке в сухом, желательно проветриваемом, помещении. После съёмок на морозе не вынимать камеру из сумки сразу по возвращении домой, а дать ей остыть и "привыкнуть" к помещению часа три-четыре. После эксплуатации в особо пыльных условиях, таких, например, как пустыня, основательно продуть и пропылесосить камеру. Одним словом, бережное и внимательное отношение к Вашей "единичке" продлит ей жизнь на долгие годы.
Технические характеристики камер семейства Olympus OM-1

Техническая характеристика

Olympus M-1

Olympus OM-1
Olympus OM-1 MD
Olympus OM-1n

Система

Olympus OM-System

Тип камеры
35 mm однообъективная зеркальная (SLR - Single Lens Reflex)
Формат кадра24 х 36 mm
Крепление оптики
Байонет Olympus OM с углом поворота в 70°

Рабочий отрезок

46 mm

Затвор
Фокальный, шторнощелевой, с движением матерчатых шторок вдоль длинной стороны кадра
Тип управления затвором
Механический
Выдержки затвораОт 1 секунды до 1/1000 секунды, плюс длительные выдержки в режиме В
Режим мультиэкспозиции *Возможен с некоторыми ограничениями

Управление диафрагмой

Автоматическое

Замер экспозицииTTL (Through The Lens, за объективом), двумя высокочувствительными сернисто-кадмиевыми светодиодами (CdS)
Метод замера экспозицииПри полностью открытой диафрагме с переносом значений диафрагмы из объектива
Диапазон замера экспозицииEV 2-17 (на плёнке чувствительностью 100 ASA и с объективом 50mm/1.4)
Диапазон чувствительности плёнки25-1600 ASA
Синхронизация с фотовспышкамиX и FP, выбирается специальным переключателем
X-синхронизацияНа выдержках от 1 секунды до 1/60 секунды и В (выделены голубым цветом), доступна на обоих синхроконтактах
FP-синхронизация
На выдержках от 1/60 секунды до 1/1000 секунды, доступна только на синхроконтакте переключателя X/FP
"Горячий башмак"Accessory Shoe 1
Accessory Shoe 4 **
ВидоискательПентапризменный с отображением 97% кадра
Увеличение видоискателях0,92 при использовании объектива с фокусным расстоянием 50 mm, установленного на бесконечность
Видимое поле зрения видоискателя23°30' по вертикали, 35° по горизонтали
Информация в видоискателе
Стрелочный индикатор TTL замера экспозиции
Индикатор готовности фотовспышкиНет Есть, светодиодный **
Фокусировочные экраны
Сменные, с возможностью установки любого из линейки 1-х (возможности установки экранов линейки 2-х нет)
Фокусировочный экран в комплекте1-11-13
ЗеркалоПодъёмное, быстровозвратного типа, с воздушным демпфирующим устройством
Механизм предварительного подъёмаЕсть
Селф-таймерМеханический, с возможностью установки задержки от 4 до 12 секунд
Взвод затвора
Курковый, с полным взводом в 150° и рабочим положением в 30°
Ручная протяжка плёнкиСовмещена со взводом затвора
Возможность работы с моторамиНетЕсть
Счётчик кадровС автоматическим сбросом на символ S (Start) при открытии задней крышки, после 36-го кадра - символ E (End)
Механизм зарядки плёнкиOlympus Easy Loading
Механизм обратной перемоткиРулеточного типа, с отключением зубчатого барабана и с его автоматическим включением при взводе 1-го кадра
Батарея питания ***Ртутно-цинковая 1.3V
Ртутно-цинковая 1.35V
Задняя крышкаСъёмная, с возможностью установки на камеру датирующих крышек и крышки на 250 кадров
Цветовые исполненияХром / Чёрный (SAMPLE)Хром / Чёрный
Габаритные размеры (без объектива)136 mm x 83 mm x 50 mm
Вес (без объектива)490 гр. 510 гр.
*
Функция незадокументирована, но вполне реализуема если нет жёстких требований к совпадению кадров
**
Индикация готовности возможна с согласованными вспышками (к примеру, Olympus T20 или Olympus T32)
***

Об использовании в камерах Olympus OM-1 современных батареек можно прочесть в статье о системе Olympus OM

Мы не приводим в обзоре информации об органах управления камерами дабы не раздувать объём статьи до непомерного. На нашем сайте имеются инструкции на все "единички" Olympus OM. Поэтому, любой желающий может скачать нужную ему инструкцию со страницы с инструкциями и ознакомиться со всеми органами управления камерами.

Если информация, представленная в этой статье, была для Вас полезной, и Вы готовы оказать нам посильную помощь, воспользуйтесь кнопкой "ПОМОЩЬ САЙТУ".

Copyright © 2015-2020, Retro Camera. Все права защищены. Копирование допускается только с нашего письменного согласия. При цитировании информации, активная ссылка на наш сайт обязательна.
Следите за обновлениями! Присоединяйтесь к группе Retro Camera ВКонтакте!
Назад к содержимому | Назад к главному меню