Общая информация об объективах Olympus OM Zuiko. - Retro Camera

Перейти к контенту

Главное меню:

Фототехника > Объективы > Olumpus OM Zuiko

Объективы Olympus OM Zuiko (общая информация)

Первое и главное, о чём хотелось бы сказать, приступая к обсуждению оптики Olympus OM Zuiko - это то, что ПЛОХИХ И ДАЖЕ СРЕДНЕНЬКИХ ОБЪЕКТИВОВ OLYMPUS OM ZUIKO НЕ БЫВАЕТ! Даже бюджетные зумы обладают отличными оптическими характеристиками. Ко всей линейке объективов Olympus OM Zuiko применимы эпитеты исключительно превосходных степеней - отличные, прекрасные, великолепные, непревзойдённые, ... Фотографы, поснимавшие однажды объективами OM Zuiko, остаются их приверженцами навсегда. Высочайшее оптическое качество оптики OM Zuiko можно сравнить, разве что с качеством объективов производства Leitz (Leica). Недаром на западе за объективами Olympus OM Zuiko закрепился весьма почётный титул "Японской Лейки". Кроме того, всю линейку макрооптики OM Zuiko, включая и объективы общего назначения и специальные, можно отнести к шедеврам оптической промышленности. И по сей день ей нет равных по универсальности и разветвлённости, а такие объективы, как 50mm/2.0 Macro и 90mm/2.0 Macro считаются эталонами в своём классе.

Всю оптику OM Zuiko общего назначения можно условно разделить на две категории. Первая - это линейка очень компактных и лёгких объективов с чуть меньшей светосилой, часто всего на полступени или на одну ступень, но с более демократичной ценой. К этой категории можно отнести следующие объективы с постоянными фокусными расстояниями: 21mm/3.5, 24mm/2.8, 28mm/3.5, 28mm/2.8, 35mm/2.8, 40mm/2.0, 50mm/1.8, 100mm/2.8, 135mm/3.5, 200mm/4.0, 200mm/5.0 и макрообъектив 50mm/3.5. Вопреки иногда встречающемуся мнению, эти объективы никоим образом нельзя относить к категории "бюджетных". Действительно, они дешевле своих более светосильных собратьев, но при этом ничуть не уступают им по оптическому качеству. Главный конструктор и дизайнер всей системы Olympus OM, Йошихиса Майтани, принимавший самое непосредственное отношение к разработке большинства объективов Olympus OM Zuiko, одной из главных задач всегда считал достижение максимальной компактности, но никогда не допускал, чтобы при этом страдало оптическое качество. Именно поэтому, вышеперечисленные объективы следует относить к категории максимально компактной оптики, а не к бюджетной. Ко второй категории относятся более светосильные, но менее компактные объективы.

Что касается бюджетных объективов Olympus OM Zuiko, то имеются и такие - это несколько зумов, которые самой компанией Olympus характеризовались как бюджетные, и имели в аббревиатуре латинскую букву "S". Буква "S" использовалась и для обозначения стандартных объективов, поэтому, дабы исключить какую-либо путаницу, остановимся подробнее на расшифровке всех буквенных обозначений, встречающихся на оправах объективов Olympus OM Zuiko.
Zuiko Logo
Об аббревиатурах. Начнём, пожалуй, с самого имени семейства объективов для камер Olympus OM - "Zuiko". Слово "Zuiko" имеет двойное значение. Одно из них - это аббревиатура одного из оптических заводов компании Olympus - "Mizuho Kogaku Kenkyujo", написанное на китайском языке. Вторым значением является древнекитайская фраза: "Свет, являющий признаки благоприятных событий". В свободном переводе эта фраза может быть представлена как "Золотой свет". Это самое адекватное разъяснение возникновения слова "Zuiko" (см. фото слева), которое можно найти, но и оно оставляет некоторые вопросы. Во-первых, почему фраза "Mizu" трансформировалась в "Zui". И во-вторых, как в имени японской линейки оптики появилась древнекитайская фраза. Мы, к сожалению, не являемся знатоками японского и китайского языков, поэтому, обращаемся ко всему интернет сообществу - если кто-либо имеет представление, как объяснить эти два казуса, мы будем очень благодарны за разъяснения, и обязательно разместим их на нашем сайте. Сама компания Olympus, в ранних выпусках проспектов на оптику OM Zuiko, объясняла слово "Zuiko" как "blissful light", что можно перевести как "благодатный" или "благословенный свет" ("Manual For Zuiko Interchangeable Lens Group". 01.1973 Ранний, стр. 16).
С аббревиатурой "OM" всё предельно ясно – она включает в себя сокращения от имени компании Olympus и имени главного конструктора и дизайнера всей системы Olympus OM - Йошихисы Майтани, - и расшифровывается как "Olympus Maitani". Самые ранние версии объективов имели в надписях на оправах всего одну букву "M" (Olympus M System), так как и вся система носила название Olympus M System. После переименования всей системы, и объективы стали маркироваться Olympus OM. Сейчас самые первые выпуски объективов Zuiko с маркировкой Olympus M System крайне редки, стоят значительно дороже своих OM аналогов и представляют коллекционную ценность. Чуть позднее мы более подробно расскажем об объективах Olympus M System.
Далее рассмотрим буквы, стоящие через точку перед словом "Zuiko", к примеру E.Zuiko, F.Zuiko, G.Zuiko, H.Zuiko... Их можно встретить только на ранних версиях объективов с фиксированными фокусными расстояниями, да и то не на всех. Зум-объективы, фишай-объективы, шифт-объективы и макрообъективы системы Olympus OM Zuiko этой буквы никогда не имели. Обозначает она количество оптических элементов, использованное в конструкции объектива и соответствует порядковому номеру буквы в английском алфавите. К примеру, в объективах E.Zuiko пять линз, в объективах F.Zuiko - шесть, G.Zuiko - семь, и так далее. Всего этих букв на оправах объективов OM Zuiko можно насчитать всего семь - это E, F, G, H, I, J и L.

С буквой "L" стоит разобраться отдельно. Она появилась в названии сверхширокоугольного объектива L.Zuiko 18mm/3.5. В ранних версиях проспектов на оптику OM Zuiko приводились рисунки оптической схемы этого объектива, содержащие в своей конструкции именно двенадцать линз. Однако, и фотографии этого объектива, и рисунки его оптической схемы, приведённые в рекламных проспектах, являлись изображениями прототипа. В таком виде этот объектив никогда серийно не производился. Версия объектива, которая реально выпускалась компанией Olympus и поступила в продажу, имела в окончательном варианте одиннадцать линз в своей конструкции. Кроме того, к моменту её появления на рынке, объективы системы Olympus OM Zuiko стали лишаться букв перед словом "Zuiko", поэтому, на объективах 18mm/3.5 буквы "K" перед словом "Zuiko", соответствующей одиннадцати линзам, нет. Впоследствии, абсолютно все объективы Olympus OM Zuiko этой буквы лишились. Однако, объектив 18mm/3.5 получил многослойное просветление, что и было отражено в надписи на его оправе - появились буквы "MC".

Со словом "Auto" не возникает никаких разночтений - оно означает, что объектив оснащён механизмом автоматического закрытия диафрагмы до рабочего значения в момент срабатывания затвора. Поскольку не все объективы системы Olympus OM Zuiko имеют подобные механизмы, то и слово "Auto" на некоторых из них отсутствует. Примером могут служить шифт-объективы. Автоматическим приводом диафрагмы не обладают и специальные макрообъективы, предназначенные для использования с макромехом, за одним исключением. Объектив 80mm/4.0 существует в двух конструктивных вариантах - ранняя версия объектива не имеет автоматического привода диафрагмы, поздняя версия таким механизмом оснащена, а потому имеет в своём названии словосочетание "Auto-Macro", а не просто "Macro".
F.Zuiko & G.Zuiko Lenses
Аббревиатуры на оправах объективов, указывающие на количество использованных в их конструкции оптических элементов (F.Zuiko - 6 линз, G.Zuiko - 7 линз).
Zuiko Auto-S & Zuiko Shift Lenses
Наличие надписи "Auto" на оправе объектива свидетельствует о наличии механизма автоматического закрытия диафрагмы до рабочего значения в момент срабатывания затвора. На шифт-объективе эта надпись отсутствует.
Теперь поговорим о буквах, стоящих через тире после слова "Auto". С зум-объективами, имеющими надпись "Auto-Zoom", и макрообъективами с надписью "Auto-Macro" всё предельно понятно. Надписи определяют принадлежность первого к автоматическим зум-объективам, а второго к автоматическим макрообъективам. Латинские буквы в надписях остальных объективов определяют их принадлежность к тому или иному диапазону фокусных расстояний. Так "Auto-W" говорит о том, что объектив широкоугольный (английское Wide - "широкий"), "Auto-S" - стандартный объектив (от английского Standard), "Auto-T" - телеобъектив (от английского Telephoto).
Zuiko Auto-W, Auto-S, Auto-T Lenses
Объектив с надписью "Auto-W" относится к категории широкоугольных, "Auto-S" - стандартный объектив, "Auto-T" - объектив теледиапазона.
Zuiko Auto-S & Zuiko S Zoom Lenses
Отличие в использовании латинской буквы "S" для обозначения стандартного объектива (надпись на оправе "Auto-S") и бюджетного зум-объектива с отдельно стоящей буквой "S" в аббревиатуре.
Хотим отметить одну особенность в аббревиатурах объективов Olympus OM Zuiko, связанную с латинской буквой "S". Не надо путать букву "S", стоящую после слова "Auto" через тире (Auto-S), и отдельно стоящую букву "S" в названиях некоторых зум-объективов ("OM-SYSTEM S ZUIKO"). Отдельно стоящая латинская буква "S" говорит о принадлежности зум-объектива к бюджетной категории, в которую он был отнесён самой компанией Olympus.

Подробнее мы расскажем о бюджетных и небюджетных зум-объективах чуть позже, теперь же, окончательно разобравшись с надписями и буквенными обозначениями на оправах объективов, перейдём к обзору модельного ряда оптики Olympus OM Zuiko.
О модельном ряде. Сама компания Olympus делит весь перечень выпускавшихся объективов системы Olympus OM Zuiko на восемь категорий - Fisheye (8mm, 16mm), Super Wide (18mm - 24mm), Wide (28mm - 35mm), Standard (40mm - 55mm), Telephoto (85mm - 200mm), Super Telephoto (300mm - 1000mm), Zoom и Special Use. В последнюю категорию компания Olympus относит макрообъективы специального назначения, предназначенные для использования с макромехом, макрокольцами и телескопическим макроадаптером. Макрообъективы общего назначения и шифт-объективы отнесены компанией в те категории, в которые попадают их фокусные расстояния. Мы предлагаем более подробную классификацию объективов Olympus OM Zuiko, в которой к специальным отнесены шифт-объективы, а категории макрообъективов и зум-объективов разбиты на два раздела каждый. В первом случае - это макрообъективы общего назначения и специальные. Зум-объективы разделены на две категории - Zoom и бюджетные S Zoom.

Подробную таблицу с техническими характеристиками объективов OM Zuiko в формате PDF можно скачать по этой ссылке. В таблице приведены не только характеристики основных типов объективов, но и различных модификаций одного и того же объектива, которые нам удалось разыскать, и сведения об официально известных прототипах так и не дошедших до серийного производства. Информация, сведённая в эту таблицу, взята с официальных и неофициальных ресурсов Olympus, из проспектов, каталогов и справочных изданий Olympus, из книг большого знатока системы Olympus OM американца Карла Шипмана и, конечно же, из фактического осмотра очень приличного количества объективов, прошедших через нас и наших друзей, энтузиастов этой фотосистемы. Мы не претендуем на то, что сведения в сводной таблице являются исчерпывающими и допускаем, что какие-либо ошибки вполне могли закрасться. Компания Olympus часто не анонсировала вносимые в конструкции объективов изменения и какие-то из модификаций объективов могли остаться нами незамеченными. Поэтому, будем признательны всем, кто может предоставить подтверждённые дополнения в нашу таблицу и информацию о замеченных неточностях.
Одновременно с системой Olympus OM (на момент презентации вся система называлась Olympus M System) в 1972 году на выставке Photokina, компанией Olympus были представлены десять объективов. Девять из них - это объективы общего применения, в том числе два широкоугольных (28mm/3.5 и 35mm/2.8), три стандартных (50mm/1.8, 50mm/1.4 и 55mm/1.2), три телеобъектива (100mm/2.8, 135mm/3.5 и 200mm/4.0) и один зум-объектив (75-150mm/4.0). Ещё один объектив - это специальный 38mm/3.5, - предназначался для макросъёмки с помощью макромеха или макроколец и непосредственно на камерах использоваться не мог.

За тридцать лет производства всей системы Olympus OM и объективов OM Zuiko в частности (производство свернули в 2002 году), линейка оптики расширилась очень значительно и стала универсальной. На момент снятия с производства, система Olympus OM Zuiko насчитывала 59 объективов, не считая их модификаций, прототипов, так и не увидевших свет, и AF / PF объективов. Ниже мы приводим полный перечень объективов, разбитый по категориям.

Fisheye (объективы "рыбий глаз" или "фишай"). Два объектива - 8mm/2.8 и 16mm/3.5. Оба имеют угол поля зрения равный ста восьмидесяти градусам, но если у первого картинка отображается в виде круга, вписанного в кадр 24 х 36 mm, то у второго круг столь большого диаметра, что покрывает весь кадр полностью.

Super Wide (сверхширокоугольные объективы). Пять объективов - 18mm/3.5, 21mm/2.0, 21mm/3.5, 24mm/2.0, 24mm/2.8. Кроме того известен прототип объектива 18mm/3.5, имеющий иные оптическую схему и конструкцию корпуса. Фото этого объектива и рисунок оптической схемы можно увидеть в ранних версиях проспектов на оптику Olympus OM Zuiko. Проспекты представлены на странице с инструкциями.

Wide (широкоугольные объективы). Пять объективов - 28mm/2.0, 28mm/2.8, 28mm/3.5, 35mm/2.0, 35mm/2.8.

Standard (стандартные объективы). Пять объективов - 40mm/2.0, 50mm/1.2, 50mm/1.4, 50mm/1.8, 55mm/1.2. Первые версии объектива 55mm/1.2 имели в своей конструкции линзы из лантанового стекла. Подробнее о стандартных объективах можно прочесть здесь.

Telephoto (телеобъективы). Девять объективов - 85mm/2.0, 100mm/2.0, 100mm/2.8, 135mm/2.8, 135mm/3.5, 180mm/2.0, 180mm/2.8, 200mm/4.0, 200mm/5.0.

Super Telephoto (супер телеобъективы). Семь объективов - уникальный сверхсветосильный 250mm/2.0, 300mm/4.5, 350mm/2.8, 400mm/6.3, 500mm/8.0 Reflex, 600mm/6.5, 1000mm/11.

Shift (шифт-объективы). Два объектива - 24mm/3.5, 35mm/2.8.

Macro (макрообъективы общего назначения). Три объектива - 50mm/2.0, 50mm/3.5, 90mm/2.0.

Macro Special (специальные макрообъективы). Семь объективов - уникальный сверхсветосильный 20mm/2.0, 20mm/3.5, 38mm/2.8, 38mm/3.5, 80mm/4.0, 80mm/4.0 Auto, 135mm/4.5.

Zoom (зум-объективы). Восемь объективов - 35-70mm/3.6, 35-70mm/4.0 AF, 35-80mm/2.8, 35-105mm/3.5-4.5, 50-250mm/5.0, 65-200mm/4.0, 75-150mm/4.0, 85-250mm/5.0.

S Zoom (бюджетные зум-объективы). Шесть бюджетных объективов - 28-48mm/4.0, 35-70mm/3.5-4.5, 35-70mm/3.5-4.8, 35-70mm/4.0, 70-210mm/4.5-5.6, 100-200mm/5.0.

Кроме того, компанией Olympus для системы OM Zuiko выпускались два высококачественных телеконвертера - пятилинзовый с кратностью 1.4х и шестилинзовый с кратностью 2х. Список объективов, с которыми могут использоваться телеконвертеры, можно посмотреть в подробной сводной таблице оптики OM Zuiko.
OM Zuiko Lenses BW
OM Zuiko Standard And Macro Lenses
OM Zuiko Lens Group
OM Zuiko Telephoto Lenses
Всё многообразие великолепных объективов системы Olympus OM Zuiko. (Представленные фотографии взяты с официального сайта компании Olympus из раздела обоев для рабочего стола. На настоящий момент эти фотографии больше недоступны.)
Надо сказать и об объективах, фотографии и описания которых можно увидеть в рекламных проспектах, но которым так и не суждено было добраться до серийного производства. Мы уже упоминали об L.Zuiko 18mm/3.5, который до серийного производства дошёл в совершенно отличном от прототипа корпусе и с другой оптической схемой, не 12/10, а 11/9. Интересно, что в проспектах оптики OM Zuiko "Manual For Zuiko Interchangeable Lens Group", вышедших 01.1973 (ранняя), 01.1973 (поздняя) и 06.1976, изображён прототип этого объектива. И только в проспекте 01.1978 появляется изображение объектива 18mm/3.5, реально серийно выпускавшегося компанией Olympus.

Вообще, ранняя версия проспекта "Manual For Zuiko Interchangeable Lens Group" (01.1973) очень интересна сама по себе. В ней имеются и фотографии, и оптические схемы, и полные спецификации ещё двух объективов, которые так и не были запущены в серийное производство. Один из них - это супертелевик 300mm/6.3, менее светосильный, но гораздо более компактный, чем 300mm/4.5. Объектив мог бы отлично дополнить линейку менее светосильных, но очень компактных и не очень дорогих объективов, и был бы, на наш взгляд, весьма полезен путешественникам, которые не обременяют свои фотосумки громоздкой и тяжёлой светосильной оптикой. Второй - светосильный супертелевик 400mm/4.5. Этот объектив наверняка нашёл бы своих почитателей среди спортивных фотографов и фотографов, снимающих живую природу, и составил бы достойную конкуренцию страшно дорогому 350mm/2.8. Судя по тому, что на страницах проспекта представлены реальные фотографии этих объективов, они, хотя бы в единичных экземплярах, но были действительно произведены компанией Olympus. Сейчас стоит только сожалеть, что они так и не дошли до прилавков фотомагазинов.

Так же в проспекте на страницах 5 и 6 можно найти упоминания и рисунки (без технических характеристик и оптических схем) зум-объектива 90-250mm (без указания светосилы), телеобъектива 160mm/3.5 и супертелевиков 500mm/5.6, 800mm/9.0 и 1200mm/14. Все эти объективы, вероятно, планировались компанией Olympus к производству, но этим проектам так и не суждено было осуществиться. По всей видимости, зум-объектив 90-250mm был реализован в окончательном варианте как 85-250mm/5.0, с той лишь разницей, что изображённый в проспектах зум 90-250mm выглядит значительно более громоздким, чем реально выпускавшийся 85-250mm/5.0. Справедливо предположить, что прототип объектива мог иметь большую светосилу - 4.0 или даже 3.6. Вместо телеобъектива 160mm/3.5 появился более светосильный и немного более длиннофокусный 180mm/2.8. Фокусное расстояние в 500 mm Olympus закрыла впоследствии зеркально-линзовым 500mm/8.0. Что же касается объективов 800mm/9.0 и 1200mm/14, то им так и не суждено было появиться на свет даже в прототипах или каких-либо адекватных заменах.

Несколько слов стоит сказать о совершенно неординарном ультракомпактном объективе 40mm/2.0. Прототип этого объектива имел фокусное расстояние в 50 mm, шестилинзовую оптическую схему и практически одинаковые с 40mm/2.0 вес и габаритные размеры. Однако, в окончательном варианте фокусное расстояние было уменьшено до 40 mm, что в немалой степени повлияло на рост популярности этого объектива среди фотографов.

Более подробно объективы Olympus Om Zuiko мы рассмотрим в соответствующих разделах нашего сайта. Отметим только, что на странице "Сверхширокоугольные" мы описываем объективы из категорий Fisheye и Super Wide. На странице "Широкоугольные" - объективы категории Wide. Страница "Нормальные" посвящена объективам категории Standard. А страница "Телеобъективы" объединяет все объективы OM Zuiko теледиапазона - и Telephoto, и Super Telephoto. Кроме того, на этой странице мы представим информацию о телеконвертерах. В разделе "Специальные" мы обсудим Shift объективы и все объективы категории Macro, как общего назначения, так и специальные. Страница "Зум-объективы" посвящена объективам из категорий Zoom и S Zoom.

Посмотреть и скачать проспекты оптики "Manual For Zuiko Interchangeable Lens Group" разных лет выпуска можно на странице инструкций и каталогов. Там же приведён и полный список доступных нам версий этого проспекта. В настоящий момент в нашем распоряжении имеются тринадцать различных вариантов этого проспекта, начиная с самых первых 01.1973 (ранний) и 01.1973 (поздний), и заканчивая 11.1981. Мы предлагаем для ознакомления четыре различные версии проспекта - две самые первые, одну 09.1978 и последнюю из имеющихся у нас. Со временем мы постараемся отсканировать и выложить все доступные нам проспекты, чем-либо отличающиеся друг от друга.

Надо отметить, что в рекламных проспектах иногда можно встретить недостоверную информацию, касающуюся веса, габаритов, а порой и оптической схемы того или иного объектива. Подобные неточности, на наш взгляд, могли возникать либо по причине недосмотра корректоров в процессе перепечатки проспектов, либо ввиду отсутствия объектива в "металле" на момент издания проспекта. С уточнёнными техническими характеристиками оптики Olympus OM можно ознакомиться в подготовленной нами подробной сводной таблице, откроющейся по этой ссылке.
О раритетах. Как мы уже упоминали в начале этой статьи, в момент презентации, вся система носила название Olympus M System. Самые первые объективы системы имели в своей аббревиатуре только букву "M", а не "OM", что и отражалось на их оправах. Сегодня объективы, имеющие маркировку Olympus M System, представляют коллекционную ценность и довольно редко появляются на вторичном рынке. Цены на них могут варьироваться в очень широких пределах от сотни долларов за "полтинник" 50mm/1.8 до нескольких тысыч долларов за редчайший сверхсветосильный 55mm/1.2. Цены определяются количеством выпущенных экземпляров того или иного объектива с маркировкой Olympus M System и, соответственно, его редкостью появления на рынке. Ниже мы приводим сводную таблицу объективов M Zuiko и очень редкого Varimagni Finder с маркировкой M System с примерными цифрами количества выпущенных экземпляров. Ввиду отсутствия официальных данных, количественные показатели вычислялись эмпирически по серийным номерам объективов, находящихся в частных коллекциях. Это обстоятельство вносит определённую вероятностную характеристику в приведённые количественные данные. Она отражена в последней колонке таблицы. Если кто-либо обладает более точными подтверждёнными проверенными источниками сведениями, мы будем благодарны за предоставление такой информации и обязательно разместим её на нашем сайте.
Объективы Olympus M System Zuiko и Varimagni Finder Olympus M System

Оптика Olympus M System

Количество

экземпляров

Редкость
Уверенность
в данных

Olympus M System G.Zuiko Auto-W 28mm/3.5

7.200

РедкийНизкая
Olympus M System G.Zuiko Auto-W 35mm/2.8
7.900 РедкийОчень высокая
Olympus M System G.Zuiko Auto-S 50mm/1.4
15.000 Встречается, но редкоОчень высокая

Olympus M System F.Zuiko Auto-S 50mm/1.8

26.000

Периодически встречаетсяВысокая
Olympus M System G.Zuiko Auto-S 55mm/1.2
1.200 Исключительный раритетНе очень высокая

Olympus M System E.Zuiko Auto-T 100mm/2.8

2.650

РедкийОчень высокая
Olympus M System E.Zuiko Auto-T 135mm/3.5
5.000РедкийНе очень высокая
Olympus M System E.Zuiko Auto-T 200mm/4.0
4.100РедкийОчень высокая
Olympus M System Zuiko Auto-Zoom 75-150mm/4.0
2.500Очень редкийНизкая
Varimagni FinderНет данных Исключительный раритетНизкая
Главной отличительной особенностью самых ранних объективов является, конечно же, надпись Olympus M System. Но некоторые объективы имеют и ещё одно отличие - винты крепления байонета. В ранних объективах M Zuiko байонеты крепились тремя винтами с плоским, а не крестообразным шлицем. Позднее, крепление производилось исключительно винтами с крестообразным шлицем. Однако, иногда винты с плоским шлицем можно встретить и на довольно поздних версиях объективов, маркировавшихся как Olympus OM System. Примером могут служить обе версии объектива G.Zuiko 55mm/1.2, встречающиеся как с винтами с плоским, так и с крестообразным шлицем.
О тенденциях развития. Система объективов Olympus OM Zuiko, как, впрочем, и вся система Olympus OM находилась в постоянном развитии. Изменялись и усовершенствовались оптические схемы объективов, стёкла одних сортов заменялись другими, более совершенными по своим характеристикам, линзы получали многослойное просветление, менялся конструктив корпусов, часто, к сожалению, в сторону упрощения и удешевления... Поэтому, определение строгих границ развивающейся системы крайне затруднительно. Так, к примеру, самые первые экземпляры объектива 24mm/2.0 уже имели многослойное просветление, а "портретник" 135mm/3.5 многослойного просветления так и не дождался вплоть до момента окончания его производства. Однако, определённые этапы в развитии системы Olympus OM Zuiko всё же явно просматриваются, и мы постараемся их определить.
Different Zuiko 50mm/1.8.
Четыре основных этапа развития оптики Olympus OM Zuiko на примере объективов 50mm/1.8. Слева направо: F.Zuiko 50mm/1.8 Silver Nose, F.Zuiko 50mm/1.8 Black, MC Zuiko 50mm/1.8 и Zuiko 50mm/1.8 Made in Japan.
Общие тенденции развития оптики OM Zuiko можно отлично проиллюстрировать на примере стандартных объективов 50mm/1.8. Первое поколение оптики OM Zuiko очень легко отличить от более поздних вариантов по наличию в конструкции двух серебристых, блестящих колец, за что объективы получили неофициальное прозвище в фотографической среде - Silver Nose (в переводе с английского - "серебряный нос"). Одно из этих колец расположено рядом с кольцом выбора значений диафрагмы, второе - это блестящая фаска на кольце для установки светофильтров (тот самый Silver Nose). Все ранние объективы с маркировкой Olympus M System также относятся к первому поколению оптики - Silver Nose, - и ничем, кроме отсутствия в аббревиатурах буквы "O", не отличаются от своих "OM" собратьев. Конструкции корпусов и оптические блоки объективов M Zuiko Silver Nose и OM Zuiko Silver Nose абсолютно идентичны, поэтому разделять их на два отдельных типа не имеет смысла. В конструкциях объективов Silver Nose практически не использовались детали из пластмасс, просветление, как правило, было однослойным (за исключением светосильных широкоугольников, имевших и тот самый Silver Nose и многослойное просветление одновременно), все оптические элементы закреплялись в оправах закручивающимися металлическими кольцами, а габариты объективов отличались исключительной компактностью. Кроме того, объективы с фиксированными фокусными расстояниями имели в аббревиатурах буквы перед словом "Zuiko", обозначающие количество оптических элементов в конструкции (F.Zuiko, G.Zuiko, H.Zuiko, ...). Исключение - всё те же светосильные широкоугольные объективы, имевшие и Silver Nose, и буквы MC на оправах, но без букв перед словом "Zuiko".

Следующее поколение объективов лишилось блестящих колец и стало полностью чёрного цвета. Многослойного покрытия линзы не приобрели, но оптические схемы некоторых объективов были пересчитаны. В оптических блоках стали применяться линзы из тяжёлых кронов стекла. Объективы с фиксированными фокусными расстояниями сохранили буквы перед словом "Zuiko" (исключение - светосильные широкоугольники). Конструктив остался полностью металлическим, а крепление оптических элементов по прежнему осуществлялось закручивающимися металлическими кольцами, что делает объективы первого и второго типов самыми ремонтопригодными из всего многообразия оптики OM Zuiko.

Здесь стоит отметить, почему мы заостряем внимание на факте ремонтопригодности объективов. Всё дело в том, что, к великому сожалению, объективы Olympus OM Zuiko не отличаются повышенной герметичностью. За долгие годы использования, а возраст некоторых объективов может достигать сорока с лишним лет, объективы успели набраться пыли. Если пылинок немного, то ими можно спокойно пренебречь, они совершенно не повлияют на качество получаемых изображений, но если поверхность какой-либо из линз затянута сплошным пыльным покровом, то качественную картинку получить с помощью такого объектива вряд ли удастся. Ещё хуже, если в объектив попала влага и, при неправильном хранении, на линзах завелась плесень. В запущенных случаях плесень может поразить довольно большие участки поверхностей линз, а иногда и всю поверхность той или иной линзы, что самым негативным образом сказывается на оптическом качестве объектива. В зависимости от степени поражения линз плесенью и от запылённости их поверхностей, в значительной мере могут пострадать контрастность и разрешающая способность объектива. В этих случаях, ремонтопригодность объектива и возможность добраться до любой из поверхностей линз приобретает решающее значение. Опытному фотомастеру не составит большого труда почистить объектив Olympus OM Zuiko, относящийся к первым двум поколениям, чего нельзя сказать о более поздних версиях объективов. Некоторые из них отмыть от плесени или пыли не получится.

Третьим этапом развития оптики Olympus OM Zuiko следует считать массовое обретение объективами многослойного просветления. Точных календарных дат перехода Olympus на применение линз с многослойным просветлением не существует. Одни объективы получали его раньше, другие позже. Начался процесс перехода в конце семидесятых, а к началу восьмидесятых практически все объективы OM Zuiko уже имели многослойное просветление. Этот факт отмечался буквами "MC" на их оправах. Сам Майтани, основываясь на своём многолетнем фотографическом опыте, подчёркивал в интервью, что многослойное просветление очень незначительно влияет на качество получаемых изображений. Однако, во многих случаях больше по коммерческим соображениям, чем по соображениям реальной необходимости, подавляющее большинство объективов OM Zuiko третьего поколения стали мультипросветлёнными. Для снижения веса и себестоимости, в конструкциях объективов стали применяться детали из пластмасс. Кроме того, для удешевления процесса сборки, в некоторых объективах (как правило, в недорогих, менее светосильных) отказались от крепления части линз завинчивающимися кольцами и стали применять их завальцовку в оправы. Эта особенность объективов третьего и четвёртого поколений крайне отрицательно сказывается на их ремонтопригодности. Практически невозможно отыскать фотомастерскую, которая взялась бы за чистку объектива с завальцованными линзами.

Объективы последнего поколения в обязательном порядке получали многослойное просветление, а некоторые из них самое современное просветление NMC (New Multi Coating). (Из этого правила существуют редкие исключения - это некоторые объективы, так и не получившие мультипросветления до окончания своего производства.) Оптические конструкции объективов OM Zuiko были доведены до совершенства благодаря применению самых передовых на тот момент времени сортов оптического стекла. Некоторые из объективов обзавелись надписью "Made in Japan" на переднем кольце оправы (см. Сводную таблицу оптики Olympus OM Zuiko). Объективы последнего поколения считаются лучшими по своим оптическим характеристикам среди фотографов. Но, справедливости ради, надо отметить, что разница в качестве получаемых изображений, полученных с помощью объективов самого последнего поколения и их аналогов более ранних версий столь незначительна, что увидеть её сможет только очень искушённый фотограф, да и то при достаточно больших увеличениях. Несомненным достоинством объективов двух последних поколений является их лучшая адаптация для работы c контровым светом, но если Вам не так часто приходится снимать в контровом освещении и Вы соскучились по пластичной, с красивым боке картинке, сделанной старой оптикой, то стоит обратить своё внимание именно на объективы OM Zuiko первых двух поколений.
О неординарных технических решениях. Одними из главных задач при конструировании системы Olympus OM, Йошихиса Майтани всегда определял для инженеров достижение максимальной компактности и максимально возможного снижения веса камер и объективов. Именно поэтому, механизмы фиксации объективов в камерах и репетиров диафрагм переехали из самих камер в объективы OM Zuiko. Переместились в объективы и соответствующие кнопки. (См. фото справа.) Кнопки репетиров диафрагм на всех объективах OM Zuiko гладкие, а кнопки фиксации в камерах с рифлением.

Первоначально, в прототипах объективов, разработанных для системы Olympus MDN, кнопка репетира диафрагмы находилась под большим пальцем левой руки. (Рассмотреть подробнее органы управления прототипов объективов можно на фотографиях системы Olympus MDN на нашем сайте.) С точки зрения эргономики, такое решение не было оптимальным. Большой палец в обязательном порядке используется при наводке на резкость. Значит, для того, чтобы нажать на кнопку репетира диафрагмы, его необходимо снять с фокусировочного кольца, что не лучшим образом скажется на оперативности съёмки. Впоследствии кнопка репетира была перенесена на её современное место, вниз объектива, под средний палец левой руки. Такое расположение кнопки оказалось эргономически идеальным. Большим и указательным пальцами можно производить наводку на резкость, и одновременно, свободным средним пальцем поджимать диафрагму до рабочего значения для оценки глубины резкости.

Разумеется, перемещение механизмов фиксации объектива в камере и репетира диафрагмы из камер в объективы, ведёт к определённому удорожанию производства последних. Однако, простота конструкции и технологичность производства этих узлов оказалась на столь высоком уровне, что претендует на гениальность. Вся конструкция привода репетира диафрагмы состоит, как правило, всего из двух основных деталей - самой кнопки репетира и фигурной пластины, которая передаёт усилие с кнопки на рычаг привода диафрагмы объектива. В более сложных объективах, с большим числом лепестков диафрагмы, может присутствовать дополнительная пружина, используемая для возврата фигурной пластины и кнопки в исходное положение. Но, в любом случае, конструктив репетиров диафрагм в оптике Olympus OM Zuiko очень прост в конструкции и оказался совсем недорогим в производстве.

Что касается кнопки и самого механизма фиксации объектива в камере, то ни одна из фотографических систем, конкурентов Olympus, не может похвастать столь простым и в то же время надёжным и эффективным принципом фиксации объектива как тот, который реализован в системе Olympus OM. Механизм состоит тоже всего из двух частей - кнопки, с приклёпанным к ней фиксатором, и небольшой пластинчатой пружинки. Дешевизна в изготовлении подобной конструкции просто очевидна.

Перенос механизмов фиксации объектива и репетира диафрагмы из камер в сами объективы не привёл и к увеличению габаритов оптики OM Zuiko. И по сегодняшний день подавляющее большинство объективов OM Zuiko могут похвастать самыми компактными размерами в своих классах оптики для фотографических систем с форматом кадра 24 х 36 mm.
OM Zuiko Lens Buttons
Кнопки репетира диафрагмы (вверху) и фиксации объектива в камере (внизу).
Несколько слов стоит сказать о механических принципах работы автоматики объективов Olympus OM Zuiko. За это отвечают два рычажка, которые можно увидеть со стороны байонета. Один из них прикрывает диафрагму до рабочего значения перед спуском затвора. Другой служит для переноса установленного на объективе значения диафрагмы в камеру. Каждому конкретному положению этого рычажка соответствует строго определённое значение диафрагмы и, соответственно, строго определённое значение сопротивления потенциометра в цепи замера экспозиции камеры. Именно положение этого рычажка даёт возможность камере понимать, какое значение диафрагмы установлено на объективе. Подобная система позволяет производить наводку на резкость и замер экспозиции при полностью открытом объективе и диафрагмировать его только в момент спуска затвора.

Сегодня столь простой (до гениальности!) схемой работы автоматики никого не удивишь, но в начале семидесятых годов прошлого века чем-то подобным могли похвастать исключительно продвинутые профессиональные фотосистемы. Кроме того, изящество такого конструктивного решения заслуживает самой высокой оценки. У прямого конкурента Olympus, компании Nikon в фотосистеме Nikon F, к примеру, перенос значения диафрагмы из объектива в камеру реализуется гораздо более сложным механизмом, использующим дополнительные конструктивные элементы на оправах объективов - это либо так называемые "заячьи уши", либо специальные дополнительные выступы. (Справедливости ради надо отметить, что в камерах Nikon F и Nikon F2 значение диафрагмы переносится не в саму камеру, а в измерительную пентапризму, что, несомненно, и повлияло на усложнение в целом всей конструкции системы переноса.)
О многослойном просветлении. Вопросы о наличии или отсутствии многослойного просветления в объективах Olympus OM Zuiko, пожалуй, являются самыми обсуждаемыми в среде фотографов, использующих в своей практике эту великолепную оптику. К концу семидесятых годов прошлого столетия, практически все объективы главных конкурентов Olympus уже успели обзавестись многослойным просветлением, тогда как многие объективы OM Zuiko его не имели. Вот что отвечал сам Йошихиса Майтани в 1976 году Гонконгскому фотографическому журналу на вопросы о многослойном просветлении:

Hong Kong Photography Magazine: До сих пор, лишь немногие из объективов OM Zuiko имеют мультипросветление, в то время как почти все объективы прочих производителей, таких, к примеру, как Nikon, его имеют. Будет ли это делать систему Olympus OM менее конкурентоспособной, так как пользователи не будут доверять объективам?
Майтани: Позвольте мне дать ответ на этот вопрос в двух аспектах. Хотя методика мультипросветления уже широко используется, её применение в фотографических объективах произошло только в последние годы. Впервые многослойное просветление было применено в объективах для микроскопов. Это произошло потому, что этим объективам требуется собирать световые потоки высокой мощности. Они также часто подвергаются воздействию ярких источников света. При больших увеличениях, даже незначительные дефекты (оптики) разрушительно скажутся на эксплуатационных качествах микроскопа. В результате, не смотря на то, что техника мультипросветления является сложной и дорогостоящей, она применялась в объективах для микроскопов на самых ранних стадиях их развития. С другой стороны, для фотографических объективов это очень редкая ситуация, когда в обычных условиях съёмки в кадр попадут интенсивные источники света. Поэтому и требования к концентрации светового потока для фотообъективов не столь высоки. Это своего рода расточительство - использовать мультипросветление для фотообъективов. В широкоугольных и фишай объективах, ввиду их очень больших углов зрения, сильные источники света, такие как солнце или студийные лампы, довольно часто могут попадать в кадр. Поэтому, в этих ситуациях, многослойное просветление необходимо. В результате, первые объективы Zuiko, которые получили многослойное просветление - это фишай и широкоугольные линзы. Моё личное мнение - в большинстве ситуаций мультипросветление линз не требуется, и оно должно применяться если в этом есть реальная необходимость.
Kingstone Development Company (представитель компании Olympus в Гонконге): В зарубежных журналах сообщается, что 95% фотографов мультипросветление не нужно, и разница между фотографиями, сделанными объективами с многослойным просветлением и без него настолько мала, что только специалисту под силу обнаружить эту разницу. В то время как мультипросветление очень незначительно влияет на фотографию, оно очень ценно для производителей, поскольку позволяет им увеличивать цену (объективов).

Итак, Майтани считал, что процесс нанесения многослойного просветления на линзы фотографических объективов ведёт к их значительному удорожанию, но, при этом, не влияет кардинально на качество получаемых изображений. Это вполне справедливо для оптических систем, содержащих в своей конструкции относительно небольшое количество линз. (Более подробно о влиянии многослойного просветления на качество получаемых изображений мы расскажем в отдельной статье.) Тем не менее, светосильные широкоугольные и фишай-объективы OM Zuiko с передними линзами больших диаметров (8mm/2.8, 16mm/3.5, 18mm/3.5, 21mm/2.0, 24mm/2.0, 28mm/2.0 и 35mm/2.0), в которых вероятность попадания в поле зрения очень ярких источников света довольно высока, имели многослойное просветление с момента своего рождения.

Во многом, нанесение многослойных просветлений на линзы всех без исключения объективов, было в конце семидесятых годов прошлого века определённым маркетинговым ходом производителей фотооптики, позволявшим продавать больше объективов и по более высоким ценам. Но для многих фотографов и сегодня наличие мультипросветления является одним из определяющих параметров при выборе объектива. Поэтому, попробуем разобраться, как отличить объективы системы Olympus OM Zuiko, имеющие многослойное просветление от тех, которые его не имеют. Сразу надо сказать, что каких-либо универсальных и однозначных критериев, применимых к абсолютно всем объективам и позволяющих точно определить, какой объектив обладает мультипросветлением, а какой нет, не существует. Но можно сформулировать и определить некоторые признаки, по которым можно с большой долей вероятности отнести тот или иной объектив либо к имеющим многослойное просветление, либо к неимеющим такового.
Non MC OM F. & G.Zuiko Lenses
Объективы без многослойного просветления линз и с буквами перед словом "Zuiko", говорящими о количестве использованных в конструкции оптических элементов.
Начнём с того, что практически со стопроцентной уверенностью может свидетельствовать об отсутствии многослойного просветления у объектива. Это - наличие у объективов с постоянным фокусным расстоянием букв, указывающих на количество оптических элементов в конструкции (E.Zuiko, F.Zuiko, G.Zuiko и так далее). Теоретически можно допустить возможность существования объективов с многослойным просветлением и, одновременно с этим, имеющих букву перед словом "Zuiko" в аббревиатуре, но это может быть крайне редким исключением. Появиться на свет такой объектив мог в двух случаях. Оба они связаны с конструктивными особенностями оптики Olympus OM Zuiko. Всё дело в том, что передние кольца оправ объективов одного фокусного расстояния и одинаковой светосилы, но различных модификаций (с мультипросветлением и без него), как правило, взаимозаменяемы. Именно на этих кольцах нанесены надписи. Вполне возможна ситуация, когда мультипросветлённый объектив был сдан в фотомастерскую для чистки или ремонта и во время его разборки было повреждено переднее кольцо. В мастерской могло не оказаться аналогичного кольца для замены, но имелось в наличии подходящее кольцо от объектива более ранней версии с буквой перед словом "Zuiko" (F.Zuiko, G.Zuiko, H.Zuiko, ...). Кольцо было установлено вместо повреждённого, а мультипросветлённый объектив получил ещё и букву перед словом "Zuiko" в надписи на оправе. Подобная ситуация маловероятна, но вполне допустима.

Ещё более маловероятно, если при производстве какого-либо объектива, на заводе оставался некоторый задел передних колец оправы с буквами перед словом "Zuiko" и их установили на уже обновлённые модели объективов с многослойным просветлением. Подобное предположение иногда можно встретить в интернете, но нам, за долгие годы знакомства с оптикой Olympus OM Zuiko, такие случаи неизвестны. Надо отметить, что отсутствие буквы перед словом "Zuiko" ни в коем случае не свидетельствует об обязательном наличии мультипросветления у объектива. Шифт-объективы и макрообъективы никогда этой буквы не имели, но ранние версии объективов этих категорий не имели и многослойного просветления. Так, шифт-объектив 35mm/2.8 приобрёл мультипросветление только после закрытия всего проекта Olympus OM в 2002 году, да и то под брендом Sinaron, а не Olympus. (Вполне вероятно, что компания Sinar, закупив у Olympus нераспроданные остатки объектива OM Zuiko 35mm/2.8 Shift или его комплектующие, сама произвела мультипросветление линз объектива и выпустила в продажу уже под своими именами Sinaron и Sinaron Digital.)
MC Zuiko Lenses 50mm
Аббревиатура "МС" на оправах объективов OM Zuiko, свидетельствующая о наличии многослойного просветления.
Zuiko Lens Rear Stamp
Информационная маркировка даты изготовления и завода производителя на объективах OM Zuiko самых последних выпусков.
Green Coating On Zuiko Lenses
Наличие отражения зелёных оттенков от линз объектива свидетельствует о присутствии многослойного просветления. (Букв "MC" при этом может и не быть.)
Далее поговорим о тех признаках, которые позволяют практически со стопроцентной уверенностью утверждать, что объектив имеет многослойное просветление. (Случаи с возможной заменой подходящих по диаметру и конструктивно, но "неродных" колец оправ с надписями в фотомастерских, конечно же, не исключаются, но весьма маловероятны.) Сразу оговоримся, что отсутствие этих признаков ни в коей мере не может служить доказательством отсутствия у объектива многослойного просветления.

Первым и самым очевидным признаком является наличие на оправе объектива аббревиатуры "MC". Однако, как мы ранее упоминали, к началу восьмидесятых годов прошлого столетия большинство объективов Olympus OM Zuiko уже имели многослойное просветление, и компания Olympus посчитала излишним нанесение этой аббревиатуры на оправы своих объективов. Поэтому, отсутствие обозначения "МС" на объективе вовсе не означает, что объектив не имеет мультипросветления.

Вторым бесспорным признаком наличия многослойного просветления является маркировка, наносившаяся с тыльной стороны объективов, и обозначающая дату его изготовления и завод, на котором объектив был произведён. Подобная маркировка наносилась на объективы самого последнего поколения, а потому, этих объективов не так много и, помимо упомянутой маркировки, все эти объективы обладают ещё одним, третьим бесспорным признаком наличия многослойного просветления, присущим гораздо большему числу объективов системы OM Zuiko.

Итак... Третий признак - это наличие зеленоватого отражения от одной или нескольких поверхностей линз объектива. Оттенки зелёного могут быть самыми различными. Отражение может быть видно либо со стороны передней линзы, либо со стороны задней, либо с обеих сторон. Находиться зеленоватое отражение может ближе к поверхности объектива или в его глубине. Такая поверхность может быть одна или их может быть несколько. Сочетания и взаимное расположение с поверхностями других цветовых оттенков могут быть самыми различными. Наряду с зелёными могут присутствовать фиолетовые, красные, голубые, пурпурные, розовые оттенки отражений. Но если зелёный оттенок в отражении присутствует, значит объектив в обязательном порядке имеет многослойное просветление.

Ещё раз отметим, что отсутствие отражений зелёных оттенков от линз не является признаком отсутствия у объектива мультипросветления. Существуют объективы OM Zuiko с многослойным просветлением, у которых отражения имеют голубой, розовый и красный оттенки. Мультипросветление красного цвета очень похоже на применяемое и по сей день в объективах Carl Zeiss. Подобное многослойное просветление используется в оптической промышленности очень часто, причём не только в объективостроении, но и при производстве биноклей, зрительных труб, телескопов и других оптических приборов.

В некоторых источниках утверждается, что о наличии многослойного просветления у объектива OM Zuiko свидетельствует отражение от линз голубого оттенка. На наш взгляд, такое утверждение весьма сомнительно. Нам встречалось немало объективов с голубым отражением от линз, но без мультипросветления.
Несколько слов надо сказать об одном заблуждении, касающемся объективов Silver Nose. Иногда можно встретить мнение, что если объектив имеет блестящую отделку (тот самый Silver Nose), то просветление у него однослойное. И наоборот, отсутствие у объектива Silver Nose свидетельствует о наличии многослойного просветления. Это не так. Первые светосильные широкоугольные и фишай-объективы имели в своей конструкции и блестящую отделку Silver Nose и буквы "МС" в аббревиатурах и, соответственно, многослойное просветление. С другой стороны, после того, как все объективы OM Zuiko стали чёрными, далеко не все из них получили мультипросветление. А некоторые не дождались мультипросветления до самого окончания своего производства. Так объектив 135mm/3.5 многослойного просветления не имел никогда.

Закончить обсуждение вопросов, касающихся многослойного просветления оптики OM Zuiko, хочется одним советом - поменьше обращать внимание на наличие или отсутствие мультипросветления, а озаботиться подбором хороших бленд для каждого объектива. Ничто другое, даже самое совершенное многослойное просветление, не поможет спасти снимок от паразитных боковых засветок и связанных с ними дефектов, как правильно подобранная бленда.
О достоинствах и недостатках. Безусловно, главным достоинством системы объективов Olympus OM Zuiko является высочайшее качество получаемых изображений, по достоинству оценённое как профессиональными фотографами во всём мире, так и многочисленными любителями фотографии. Достигать превосходных оптических характеристик объективов, команде инженеров-оптиков и конструкторов Olympus под руководством Майтани, всегда помогал бескомпромиссный подход к их разработке. Досконально просчитывалась оптическая схема, тщательнейшим образом подбирались необходимые сорта стекла, до мелочей продумывался механический конструктив всех элементов объектива. Абсолютно все объективы OM Zuiko отличает превосходное чернение торцов линз и матовые чёрные поверхности лепестков диафрагмы, что в немалой степени влияет на сокращение внутренних переотражений в межлинзовом пространстве. Это, в свою очередь, положительно сказывается на контрасте и детализации снимков.
Ещё одним несомненным достоинством объективов OM Zuiko является их непревзойдённая компактность и небольшой вес. Если у конкурентов Olympus и отыщется какой-либо объектив, превосходящий по компактности и весу объектив того же класса из линейки OM Zuiko, то он будет скорее редким исключением. (Помимо фото справа, в сравнительной статье камер Olympus OM-1 и Nikon F2, мы представим ещё несколько сравнительных фотографий объективов линейки OM Zuiko и Nikon Nikkor с одинаковыми фокусными расстояниями и светосилой.) Это свойство в немалой степени способствовало росту популярности оптики OM Zuiko среди фотографов, и в особенности у любителей захватить на съёмку весь арсенал имеющейся в наличии фотооптики. И действительно, в сравнительно небольшую по размерам фотосумку можно без труда уместить камеру, пять-шесть объективов, да ещё и для вспышки с мелочёвкой место останется.

К несомненным достоинствам оптики Olympus OM Zuiko можно также отнести очень крепкий и надёжный металлический конструктив (пластмасса использовалась либо для деталей не несущих больших нагрузок, либо в бюджетных зум-объективах) и просто уникальную унифицированность в использовании светофильтров.
Nikkor 50mm/1.4 & Zuiko 50mm/1.4
Сравнительные габариты объективов одного класса и произведённых примерно в одно и то же время - Nikon Nikkor 50mm/1.4 (вес 320 гр) и Olympus OM Zuiko 50mm/1.4 (вес 230 гр).
На этом стоит остановиться чуть подробнее... В подавляющем большинстве объективов Olympus OM Zuiko используются светофильтры с относительно небольшим диаметром в 49 mm. К слову сказать, из всей линейки объективов, представленных на презентации системы Olympus M (OM) в 1972 году на выставке Photokina, лишь два имели отличную от 49 mm резьбу для крепления светофильтров. Это сверхсветосильный "полтинник" 55mm/1.2 и телеобъектив 200mm/4.0 с диаметрами резьбы под светофильтры в 55 mm. Впоследствии, инженерам-оптикам Olympus удалось и новый сверхсветосильный "полтинник" 50mm/1.2 привести к унифицированному светофильтру диаметром всего в 49 mm.

Очень небольшое число объективов, в основном более светосильные и некоторые из зумов, имеют резьбу для крепления светофильтров немного большего диаметра в 55 mm - это 21mm/2.0, 24mm/2.0, 35mm/2.0, 50mm/2.0 Macro, 55mm/1.2, 90mm/2.0 Macro, 100mm/2.0, 135mm/2.8, 35-70mm/3.6, 35-70mm/4.0 AF, S 35-70mm/4.0, 35-105mm/3.5-4.5, 50-250mm/5.0, 65-200mm/4.0 и 85-250mm/5.0. Всего у пяти объективов - 18mm/3.5 (через переходник), 180mm/2.8, 300mm/4.5, 400mm/6.3 и 500mm/8.0 Reflex, - резьба под светофильтры 72 mm. И лишь три объектива имеют резьбу диаметром 100 mm - 180mm/2.0, 600mm/6.5 и 1000mm/11. Светосильный зум-объектив 35-80mm/2.8 выпадает из этих "стройных рядов" - диаметр резьбы под светофильтры у этого дорогого и довольно редкого объектива 62 mm. Ещё два зума - S 35-70mm/3.5-4.8 и S 70-210mm/4.5-5.6, - имеют нехарактерную для системы Olympus OM резьбу в 52 mm, но эти объективы ко всей линейке OM Zuiko имеют весьма косвенное отношение, о чём мы расскажем немного позднее.

Подобная унификация самым положительным образом сказывается как на бюджете фотографа, позволяя значительно сократить расходы на приобретение дополнительных принадлежностей, так и на окончательном весе снаряжённой фотосумки.

Несколько слов надо сказать и о ценах на оптику OM Zuiko. Сегодня вряд ли какая-либо из фотографических систем сможет похвастать такими высокими результатами показателя "цена/качество", как объективы Olympus OM Zuiko. При высочайшем оптическом качестве, объективы этой фотосистемы стоят относительно недорого. Есть, конечно, исключения - это некоторые светосильные и длиннофокусные линзы. Но в основной массе, объективы OM Zuiko имеют вполне демократичные цены и обойдутся покупателю дешевле аналогичных объективов конкурентов.

Ещё долго можно перечислять достоинства системы объективов OM Zuiko, но пора поговорить и о некоторых недостатках. Главной претензией фотографов к объективам OM Zuiko является их довольно низкая герметичность. К сожалению, практически вся оптика OM Zuiko, со временем может набраться пыли, а при неправильном использовании и хранении на линзах может и плесень появиться. Справедливости ради надо сказать, что негерметичность свойственна и большинству объективов других фотографических систем, произведённых в то время. Несколько единичных мелких пылинок в межлинзовом пространстве совершенно никак не повлияют на качество получаемых изображений, поэтому на них можно не обращать внимания. Если же поверхность какой-либо из линз покрыта плотной пыльной пеленой или, что ещё хуже, плесенью, то такой объектив нуждается в обязательной чистке, потому как снимки будут получаться вялыми, малоконтрастными, с плохим разрешением.

Не слишком высокая герметичность объективов OM Zuiko порождает ещё одну неприятность, которой подвержены некоторые объективы двух последних поколений - это невозможность добраться до некоторых поверхностей линз для их чистки. Как мы уже говорили, в самых последних версиях, к примеру, "полтинников" со светосилой 1:1.8, передний блок линз завальцован в оправы, и разбирать такие объективы не берутся ни в одной фотомастерской.

Часто в числе недостатков оптики OM Zuiko упоминают замасливание лепестков диафрагмы. На наш взгляд, эта проблема в той или иной степени затрагивает практически все объективы существующих фотографических систем, и линейка объективов OM Zuiko страдает от подобной проблемы ни чуть не чаще любой другой фотооптики.
О зум-объективах. Никто сегодня не станет отрицать, что зум-объективы серьёзно облегчают процесс съёмки. С другой стороны, не секрет, что даже дорогие светосильные зумы не могут конкурировать по качеству получаемых изображений с хорошими "фиксами". Зумы Olympus OM Zuiko можно отнести к приятным исключениям из правил. Снимки, сделанные небюджетными зум-объективами OM Zuiko, вполне сопоставимы по качеству с полученными при помощи объективов тех же диапазонов, но с фиксированными фокусными расстояниями. Как правило, зумы в той или иной степени уступают "фиксам" в светосиле, но этот недостаток с лихвой компенсируется удобством использования одного единственного зум-объектива вместо нескольких "фиксов".

Компания Olympus, помимо основной линейки зум-объективов, с начала восьмидесятых годов прошлого столетия стала выпускать и бюджетные зумы, которые маркировались отдельно стоящей буквой "S" в аббревиатуре. От своих старших собратьев бюджетные зумы отличаются слегка упрощёнными оптическими схемами, чуть менее сложным конструктивом и немного большей свободой в использовании деталей из пластмасс. При всём при этом, удешевление конструкции практически не отразилось на оптическом качестве этих объективов. Философия производства всей системы Olympus OM, проводимая Майтани, подразумевала, что компромиссы для бюджетной оптики могли касаться любых деталей конструкции, но только не оптических элементов. К примеру, ни в одном, даже самом дешёвом зум-объективе OM Zuiko никогда не использовались пластмассовые линзы, что совсем не редкость в современных дешёвых зумах абсолютно всех фотопроизводителей. Начало производства серии бюджетных зум-объективов было обусловлено выпуском на рынок недорогих любительских камер Olympus OM-10, OM-20, ... Для них требовались и недорогие универсальные зумы.

Несколько слов надо сказать о двух бюджетных зум-объективах, которые конструктивно выбиваются из общей концепции оптики OM Zuiko - это S 35-70mm/3.5-4.8 и S 70-210mm/4.5-5.6. У них присутствуют все обязательные атрибуты, указывающие на принадлежность к системе Olympus OM, однако, производились эти два объектива не на заводах Olympus, а на фабрике, принадлежащей компании Kosina, там же, где и камера Olympus OM-2000. Именно поэтому эти зумы очень непохожи на все остальные объективы OM Zuiko - резьба под светофильтры у них нетипичного для системы OM Zuiko диаметра в 52 mm, практически полностью пластмассовый конструктив корпусов и, как следствие, очень небольшой вес.
Different OM Zuiko Zoom 35-70mm Lenses
Два стандартных зум-объектива - светосильный OM Zuiko 35-70mm/3.6 и компактный бюджетный OM S Zuiko 35-70mm/3.5-4.5.
О нелёгком выборе. Сегодня на вторичном рынке доступен поистине широчайший выбор оптики Olympus OM Zuiko. Помимо полного набора фокусных расстояний объективов и альтернативы в выборе светосилы, для большинства из них существует ещё и большое количество различных версий одних и тех же линз. Этот факт в немалой степени усложняет и без того нелёгкий выбор, который предстоит сделать фотографу, в особенности, если он впервые сталкивается с этой фотографической системой. Действительно, бывает довольно сложно разобраться в таком многообразии, поэтому, постараемся дать несколько советов, облегчающих эту задачу.

Первое, о чём хотелось бы сказать, это то, что совершенно нет смысла зацикливаться на поиске самых последних и, как правило, самых дорогих версий объективов OM Zuiko. Далеко не всегда самая последняя версия объектива будет однозначно лучшей по всем параметрам. Вот несколько примеров, когда предпочтение может быть отдано более ранним вариантам одних и тех же объективов.

Первый пример. Широкоугольные объективы 28mm/3.5 и 28mm/2.8. Главное различие между этими объективами - оптическая схема. У более раннего 28mm/3.5 оптическая схема - семь элементов в семи группах. У поздней версии объектива 28mm/2.8 - шесть элементов в шести группах. Второе отличие - это многослойное просветление у 28mm/2.8 и его отсутствие у 28mm/3.5. Более сложная оптическая схема 28mm/3.5 позволяет получать лучшие по характеристикам, в особенности по разрешающей способности, снимки. Наиболее заметна разница между 28mm/3.5 и 28mm/2.8 в углах изображений, и видна она даже при сравнительно небольших увеличениях. Что касается мультипросветления объектива 28mm/2.8, то его влияние на качество получаемых изображений минимально и реально заметно исключительно на снимках, сделанных в контровом свете.

Второй пример. Светосильные "полтинники" - ранняя версия 50mm/1.4 Silver Nose и последние 50mm/1.4 с мультипросветлением. Оптическая схема у объективов одинаковая, но сорта использованного в конструкции стекла и толщина линз различные. Многослойное просветление последних версий этого объектива даёт им некоторое преимущество по контрасту при съёмке в контровом освещении, но по разрешению "полтинники" 50mm/1.4 Silver Nose превосходят своих более поздних собратьев. Кроме того, картинка, сделанная "полтинником" 50mm/1.4 Silver Nose, выглядит более пластичной, что даёт этому объективу преимущества при использовании для портретной съёмки.

Третий пример. Ещё один объектив, ранняя версия которого за явным преимуществом побеждает своего более позднего аналога - это сверхсветосильный "полтинник" 55mm/1.2 Silver Nose. Ранние версии (Silver Nose) этого объектива имеют в своей конструкции линзы из лантанового стекла, что исключительно положительно отражается на качестве получаемых снимков. "Лантановые" объективы отличаются отличной разрешающей способностью, высокой контрастностью, красивым боке и неповторимой пластикой картинки. Один небольшой недостаток "лантановой" оптики - лёгкое пожелтение линз, - легко компенсируется сегодня современными фотографическими технологиями. (Подробнее о "лантановых" объективах 55mm/1.2 Silver Nose читайте в статье "Нормальные (стандартные) объективы Olympus OM Zuiko" на нашем сайте.)

Таким образом, совершенно не обязательно, что более поздняя версия того или иного объектива будет предпочтительной для тех условий съёмки, в которых Вы собираетесь эти объективы использовать. Повторимся, что все объективы Olympus OM Zuiko демонстрируют великолепное оптическое качество. Различия между разными версиями объективов столь малы, что если и заметны, то только при больших увеличениях. Поэтому, приобретать оптику OM Zuiko можно любую, которую позволит бюджет. Отличное качество получаемых изображений и удовлетворение от съёмки гарантировано.
OM Zuiko Start Complect
Оптимальный и недорогой стартовый комплект оптики OM Zuiko - широкоугольный 28mm/3.5, телеобъектив 135mm/3.5 и стандартный "полтинник" 50mm/1.8.
Теперь о том, что же выбрать из всего многообразия оптики Olympus OM Zuiko... Если Вы с ней ещё не знакомы, то начинать это знакомство надо с отличного и не очень дорогого "полтинника" 50mm/1.8. Причём совершенно не важно с какой из версий - они все хороши.

Достаточно поснимав стандартным объективом, каждый фотограф приходит к выводу, что одного объектива на все случаи жизни не хватает, и в какой-то момент встаёт вопрос о необходимости расширения линейки фокусных расстояний имеющейся оптики. Подробнее о том, объективы каких фокусных расстояний выбрать, мы расскажем в посвящённой этому вопросу статье. Здесь же только отметим, что каждый фотограф подбирает оптику наиболее подходящую именно для него. Если предпочтение при съёмке отдаётся пейзажу, то в арсенале фотографа, как правило, преобладают более широкоугольные объективы. Портретист предпочтёт большее разнообразие "телевиков". Но для начала, помимо "штатника", рекомендуется обзавестись хотябы одним широкоугольником и одним телеобъективом.
Идеальным, на наш взгляд, и самым недорогим дополнением к стандартному "полтиннику" будет комплект из двух отличных объективов - широкоугольного 28mm/3.5 и телеобъектива 135mm/3.5. Оба имеют великолепное оптическое качество, очень невысокую цену на вторичном рынке, непревзойдённую компактность и лишь полступени уступают в светосиле своим более дорогим собратьям.

В предложенном комплекте телеобъектив 135mm/3.5 вполне можно заменить на прекрасный и тоже очень недорогой зум-объектив 75-150mm/4.0. Такая замена позволит перекрыть теледиапазон в гораздо более широких пределах и светосилой при этом сильно жертвовать не придётся. Кроме того, этот зум-объектив можно рекомендовать не в качестве замены, а как отличное дополнение к стартовым комплектам оптики OM Zuiko.

Если в своей фотографической практике у Вас возникает необходимость в макросъёмке, то совершенно не лишним будет приобретение замечательного и недорогого макрообъектива 50mm/3.5 Macro. Абсолютно не имеет смысла озадачиваться поиском и приобретением обязательно мультипросветлённой версии этого объектива. Его оптическая схема состоит всего из пяти линз, и многослойное просветление повлияет на качество изображения столь незначительно, что найти разницу между снимками, сделанными разными версиями объектива, просто невозможно. Нанесение многослойного просветления на четырёх-пятилинзовые объективы, на наш взгляд, - это, скорее, маркетинговая уловка, чем необходимость.
OM Zuiko Advanced Complect
Более продвинутый, но тоже очень недорогой стартовый комплект оптики OM Zuiko - широкоугольный 28mm/3.5, телеобъектив 135mm/3.5, стандартный "полтинник" 50mm/1.8, зум-объектив 75-150mm/4.0 и прекрасный макрообъектив 50mm/3.5 Macro.
Итак, когда минимальный комплект из четырёх-пяти объективов подобран, но останавливаться на нём не хочется и имеется желание нарастить парк оптики OM Zuiko, возникает вопрос, что же ещё приобрести. Отличным дополнением будет прекрасный светосильный "полтинник" 50mm/1.4. Объектив значительно расширит возможности фотографа. Большая светосила позволяет использовать этот объектив в условиях плохой освещённости, а небольшая глубина резкости на открытых значениях диафрагмы и красивое боке будут весьма полезны при съёмке портретов. С более подробной информацией о стандартных объективах OM Zuiko можно ознакомиться в посвящённой им статье на нашем сайте. Там же представлены ссылки на фотогалереи с фотографиями, сделанными объективами 50mm/1.4 разных поколений. Надеемся, что знакомство с ними поможет в выборе предпочтительного именно для Вас объектива.

Дальнейшее развитие личных коллекций объективов OM Zuiko во многом зависит от предпочтений фотографа и его пристрастий, а так же, в немалой степени, от его материальных возможностей. Менее затратный вариант - это приобретение линейки компактных объективов, таких как 21mm/3.5, 24mm/2.8, 35mm/2.8, 100mm/2.8, 200mm/4.0 или 200mm/5.0. У этого комплекта оптики, помимо экономии бюджета, есть ещё одно важное достоинство - это его непревзойдённая компактность и, как следствие, прекрасная мобильность. Подобный комплект легко разместится в относительно небольшой фотосумке. Это обстоятельство наверняка будет по достоинству оценено путешественниками, мечтающими всегда иметь при себе всю доступную фотооптику.

Ещё одним относительно недорогим вариантом наращивания парка оптики Olympus OM Zuiko будет покупка одного или нескольких зум-объективов тех фокусных расстояний, которые наиболее востребованы в Вашей практике. Зумы добавят универсальности фотосистеме, однако, придётся смириться с определёнными потерями в светосиле. За качество снимков, сделанных зум-объективами OM Zuiko можно не переживать, оно будет вполне сравнимо с качеством снимков, сделанных "фиксами" тех же фокусных расстояний.

Относительно светосильных объективов OM Zuiko (21mm/2.0, 24mm/2.0, 28mm/2.0, 35mm/2.0, 50mm/1.2, 55mm/1.2, 85mm/2.0, 100mm/2.0, 135mm/2.8, 180mm/2.8) давать какие-либо рекомендации довольно сложно ввиду их высокой стоимости. Каждый фотограф сам определяет для себя, какой объектив ему необходим и какие деньги он готов потратить. Сказать можно только одно - приобретение любого объектива из светосильной линейки OM Zuiko будет не напрасным и не разочарует фотографа. К качеству полученных с их помощью изображений претензий не возникнет. А светосильные макрообъективы 50mm/2.0 Macro и 90mm/2.0 Macro считаются эталонными в своём классе.

Что касается специальных макрообъективов, шифт-объективов, "фишаев" и светосильных супер длиннофокусных объективов, то их покупка оправдана в том случае, если в них имеется реальная необходимость. Эти объективы очень дороги и не часто попадаются в продаже, но используются в повседневной фотографической практике довольно редко. Однако, если Вам приходится часто снимать архитектуру или городской пейзаж, то приобретение относительно недорогого 35mm/2.8 Shift будет крайне полезным.
В этой статье мы не останавливаемся подробно на описаниях объективов OM Zuiko серий AF и PF. Эти объективы лишены колец ручной фокусировки и предназначены для использования исключительно с камерами Olympus AF и PF. Отсутствие возможности ручной фокусировки не позволяет использовать эти объективы ни на неавтофокусных камерах Olympus OM, ни на современных цифровых камерах. Поэтому, актуальность этих объективов сегодня крайне низка. Вероятно, в будущем, когда страницы сайта будут наполнены в достаточной степени, мы вернёмся к этим объективам и представим их подробные описания. Сейчас же ограничимся их простым перечислением. Серия AF: AF 24mm/2.8, AF 28mm/2.8, AF 50mm/1.8, AF 50mm/2.8 Macro, AF 28-85mm/3.5-4.5, AF 35-70mm/3.5-4.5, AF 35-105mm/3.5-4.5, AF 70-210mm/3.5-4.5. Серия PF: PF 50mm/2.0, PF 35-70mm/3.5-4.5.

Если информация, представленная в этой статье, была для Вас полезной, и Вы готовы оказать нам посильную помощь, воспользуйтесь кнопкой "ПОМОЩЬ САЙТУ".

Copyright © 2015-2017, Retro Camera. Все права защищены. Копирование допускается только с нашего письменного согласия. При цитировании информации, активная ссылка на наш сайт обязательна.
Следите за обновлениями! Присоединяйтесь к группе Retro Camera ВКонтакте!
Назад к содержимому | Назад к главному меню