Главное меню:
О совместимости камер и объективов различных фотографических систем
Прежде всего, надо определиться с понятиями... Помимо оптических характеристик объектива, таких как фокусное расстояние и максимальное относительное отверстие (максимальная диафрагма), очень важными, с точки зрения возможности установки какого-либо "неродного" объектива на камеру, являются ещё три характеристики. Первая из них - это рабочий отрезок объектива и камеры, вторая - задний отрезок объектива, и третья - это площадь покрытия объектива (или, что по сути тоже самое - формат кадра камеры). Мы не рассматриваем в этой статье ещё одну характеристику - диаметр посадочного байонета (или резьбы) объектива, поскольку если в продаже имеется готовый адаптер-переходник с одной фотографической системы на другую, а мы будем ориентироваться именно на те адаптеры, которые можно просто купить в фотомагазинах или через интернет, то эта характеристика в таком переходнике уже учтена. К примеру, на камеры с байонетом Minolta AF (Sony Alpha) можно установить объективы с резьбовым креплением М42х1, но вот какой-либо байонетный объектив от узкоформатных систем (Canon FD, Olympus OM, Nikon F, ...) "прикрутить" не получится именно из-за нехватки места по диаметру посадочного отверстия. Вопросов по какой-либо механической доработке того или иного объектива, связанных с его разборкой и переделкой мы касаться не будем, потому как подобное вмешательство требует определённых навыков и специальных инструментов. Вся информация, приведённая в этой статье подразумевает, что объектив устанавливается на камеру без какого-либо вмешательства в его конструкцию. Что касается особенностей использования конкретных адаптеров-переходников, то с ними Вы можете ознакомиться на страницах "Адаптеры без оптики" и "Адаптеры с оптикой".
Рабочий отрезок камеры и объектива
Рабочим отрезком камеры или объектива называют расстояние от опорной поверхности объектива (камеры) до светочувствительного элемента (плёнки или цифровой матрицы). Рабочий отрезок для всех камер и объективов одной фотографической системы всегда остаётся неизменным. Измерять рабочие отрезки принято в миллиметрах с точностью до сотых долей.
Теперь остановимся подробнее на рабочем отрезке и на том, как его величина влияет на выбор того или иного объектива. В конце этой статьи приведена таблица рабочих отрезков и форматов кадров некоторых фотографических систем, как самых современных, так и снятых с производства. Все они расположены по мере увеличения рабочих отрезков. Таблица даёт представление о том, какой объектив можно использовать в той или иной фотографической системе без применения адаптеров с оптическими элементами, а какой установить вряд ли получится (а если и получится, то с определёнными ограничениями).
Рисунок, поясняющий такие понятия как рабочий и задний отрезки объектива.
В этом случае придётся либо переделывать хвостовик объектива (что всегда довольно проблематично, а чаще вообще не представляется возможным), либо использовать для установки на камеру адаптер-переходник с оптическим элементом (но это уже нарушает "чистоту эксперимента", потому как любая линза между объективом и светочувствительным элементом в значительной степени изменяет оптическую схему объектива и привносит определённые искажения, о чём Вы можете прочесть и убедиться воочию на страничке "Адаптеры с оптикой"), либо использовать объектив без возможности фокусироваться на бесконечность (такой вариант вполне приемлем для съёмки портретов, натюрмортов или для макросъёмки).
Задний отрезок объектива
Задний отрезок - это расстояние от внешней поверхности последней линзы объектива (или от самой выступающей задней части объектива) до светочувствительного элемента. Всё дело в том, что конструктивно последняя линза объектива может находиться как довольно глубоко в самом объективе (что характерно для объективов теледиапазона), так и достаточно сильно выступать за его пределы (такая конструкция присуща широкоугольной оптике). А потому, задний отрезок у объективов различных конструкций может варьировать в довольно широких пределах.
Широкоугольный объектив Юпитер-12 (35mm/2.8) для дальномерных камер с байонетом Contax/Киев с далеко выдающимся назад блоком линз. Устанавливать подобные объективы на зеркальные камеры категорически не рекомендуется воизбежании заклинивания зеркала.
В том случае, когда последняя линза заглублена в объективе, никаких проблем с использованием такого объектива с адаптером на "неродной" камере не возникает. Но вот когда задняя линза значительно выступает за габариты байонета, могут возникнуть определённые проблемы. К примеру, некоторые широкоугольные объективы для дальномерных камер конструктивно сделаны так, что практически весь линзблок выступает за задние габариты объектива, а спереди остаётся лишь его небольшая часть. При установке на камеру, большая часть линзблока такого объектива оказывается внутри камеры. Но для "дальномерок" это не является чем-то экстраординарным. У них нет поднимающегося зеркала, а значит и выступающие внутрь камеры линзы никак не мешают затвору. Не возникнет проблем и с установкой такого объектива на современные беззеркальные камеры (лишь бы задняя линза не упёрлась во внутреннюю поверхность адаптера, в шторки или лепестки затвора). Другое дело - зеркальные камеры. Во время срабатывания затвора сначала поднимается зеркало, а уж потом начинают движение шторки затвора. И тут может возникнуть проблема - не исключено, что зеркало при подъёме просто упрётся в эти самые выступающие линзы. Этого ни в коем случае допускать нельзя, потому что извлечь объектив без негативных последствий для него и для зеркала камеры не получится! Одним словом, и рабочий, и задний отрезки необходимо учитывать при выборе "неродного" объектива.
Площадь покрытия объектива или формат кадра
Площадью покрытия объектива называют круг определённого диаметра, в который можно вписать кадр фотографического изображения без значительного виньетирования в углах. Диаметр этого круга будет равен диагонали кадра, используемого в фотографической системе. В реальности объектив должен покрыть площадь прямоугольника или квадрата, для систем использующих квадратный кадр, которые называются форматом кадра. В дальнейшем мы будем использовать термин формат кадра для характеристики площади покрытия объективов той или иной фотографической системы. Форматы кадров различных фотографических систем Вы можете посмотреть в таблице на этой странице.
Что самое важное в этой характеристике для нас? Если формат кадра "неродного" объектива больше или равен формату кадра камеры, на которой мы хотим его использовать, то такой объектив, в большинстве случаев, установить получится. Да и с приобретением адаптера-переходника проблем не возникнет - современная промышленность наверняка давно такие адаптеры производит. Если же формат покрываемого кадра объектива меньше, чем формат кадра камеры, то на снимках мы получим либо сильно завиньетированное по углам изображение, либо кадр с круглой картинкой в центре и совершенно чёрный по всему остальному полю. На наш взгляд, целесообразность использования такого объектива весьма сомнительна, за исключением тех случаев, когда виньетирование относительно приемлемое и применяется, как художественный приём.
Примерно так выглядит кадр, снятый "кропнутым" объективом на цифровую камеру с Full Frame матрицей или на плёночную камеру с форматом кадра 24 х 36 mm.
С форматом кадра связано и ещё одно, довольно актуальное сегодня понятие - это "обратная совместимость" оптики внутри одной фотографической системы. Правильнее было бы сказать "обратная несовместимость"... В настоящее время Canon, Nikon, Pentax и Sony производят цифровые зеркальные камеры с матрицами APS-C формата и объективы, рассчитанные на работу с этими матрицами. Трое из них - Canon, Nikon и Sony, - выпускают ещё и камеры с матрицами Full Frame и широкий ассортимент полноформатной оптики к ним. Pentax для своих плёночных камер также выпускала много хороших полноформатных объективов. Так вот... Если Full Frame объектив с успехом можно использовать на камерах как с матрицами APS-C так и Full Frame форматов, то объектив, предназначенный для камер с матрицами APS-C формата (в просторечьи - "кропнутый") можно использовать только на них самих или на камерах с ещё меньшим форматом кадра (Olympus 4/3, Nikon 1, Sony NEX, ...). "Кропнутые" объективы не рассчитаны на покрытие полноформатного кадра. (Но, как и в любом правиле, есть и приятные исключения. Nikon, к примеру, на своих "топовых" цифровых Full Frame камерах, таких как Nikon D3X, Nikon D4, Nikon D800/810 или Nikon D850 предусмотрел возможность установки "кропнутой" оптики. Камера, в случае установки на неё "кропнутого" DX-объектива, автоматически переключается в режим использования не всей площади матрицы, а лишь её части, равной по площади кадру APS-C формата.)
Выводы
Итак... Подведём итоги и конкретизируем всё выше описанное для некоторых, наиболее популярных на сегодняшний день фотографических систем. Начнём со среднеформатных камер (мы объединили их в один раздел) и закончим беззеркалками форматов Micro 4/3, Sony Alpha NEX и Nikon 1.
Но куда более широкие возможности в использовании "неродных" среднеформатных объективов предоставляют камеры Pentax 645 и Mamiya 645. Через соответствующие адаптеры-переходники, которые имеются в продаже, на эти камеры можно без ограничений устанавливать как среднеформатные объективы советского производства с креплением "В" и "Б", так и великолепную и очень качественную оптику Carl Zeiss Jena производства ГДР с байонетом Pentacon Six (он же "Б"). На Pentax 645 отлично "садятся" и объективы от Pentax 67. Причём на рынке имеются адаптеры производства как самой Pentax, так и более дешёвые от сторонних производителей.
Обладая довольно широкой совместимостью оптики внутри самой системы, камеры Nikon, ввиду весьма большого рабочего отрезка, крайне ограничены в применении объективов сторонних производителей (если конечно эти объективы не рассчитаны на применение именно с камерами Nikon). Без использования адаптеров с оптическими элементами, не потеряв при этом возможности фокусироваться на бесконечность, на камеры Nikon не удастся поставить объективы Pentax, Olympus OM, Canon FD и Canon EOS, объективы с резьбовым креплением M42x1... (Подробнее об использовании адаптеров без оптических элементов, в том числе и на камерах Nikon, можно прочесть в статье "Адаптеры без оптики".) Но вот среднеформатную оптику можно использовать на камерах Nikon без ограничений. В продаже имеются адаптеры-переходники практически с любой из среднеформатных систем на Nikon. Особого внимания заслуживает адаптер Pentacon Six - Nikon F, который позволяет устанавливать на камеры Nikon среднеформатные объективы как советского производства (с байонетом "Б"), так и первоклассную немецкую среднеформатную оптику от Carl Zeiss Jena.
Olympus OM. Многие фотографы и по сей день используют в своей практике отличные плёночные камеры Olympus OM. А великолепная оптика Olympus OM Zuiko не потеряла своей актуальности и привлекательности не только для фотографов, снимающих Olympus'ами OM, но и современными цифровыми камерами Olympus 4/3 и Canon EOS. Но об этом чуть позже... Что же касается применения на камерах Olympus OM "неродной" оптики, то, как правило, всё сводится к использованию объективов сторонних производителей, но изготовленных специально для системы Olympus OM с её "родным" байонетом. Очень неплохие объективы с байонетом Olympus OM, к примеру, выпускала компания Tokina. Теоретически на камерах можно использовать практически любые объективы от среднеформатных фотографических систем, но на практике этим никто не пользуется. Подавляющее большинство приверженцев системы Olympus OM старается обзавестись "родными" объективами OM Zuiko.
Pentax. Как и компания Nikon, Pentax принципиально не меняла конструкцию байонета Pentax K с самого первого момента его применения на однообъективных зеркальных камерах. Мало того, первые зеркалки от Pentax имели резьбовое крепление оптики М42х1, и байонет "К" разрабатывался с таким расчётом, чтобы на камеры с этим байонетом можно было устанавливать ранее выпускавшиеся объективы с резьбовым креплением. С самых первых дней выпуска камер с байонетом Pentax K, компания производит адаптер-переходник M42x1 - Pentax K, не содержащий никаких оптических элементов в своей конструкции. (В настоящее время на рынке доступны как "родные" переходники от Pentax, так и адаптеры сторонних производителей. В своё время и советский фотопром производил такой переходник для камер Зенит и Алмаз. Первые модели Зенитов имели резьбовое крепление объективов М42х1, а последние модели - байонет "К". Подробнее об этом Вы сможете прочитать на странице "Адаптеры без оптики".)
Praktica. Зенит. Камеры Praktica и советские Зениты оснащались резьбовым креплением оптики М42х1 (исключение составляют байонетные Praktica B и Зениты последних лет выпуска с байонетом "К"). Объективов с этим креплением на рынке огромное множество. Это и "родные" объективы для камер Praktica, и советские объективы для камер Зенит, и широчайший выбор оптики сторонних производителей. Кроме того, многие немецкие среднеформатные объективы завода Meyer-Optik Gorlitz выпускались со съёмной взаимозаменяемой задней частью, которая позволяла установить на объектив либо байонет Pentacon Six, либо байонет Praktica B, либо резьбовой адаптер М42х1. А завод Carl Zeiss Jena выпускал автоматический адаптер Pentacon Six - M42x1. Перед съёмкой такой адаптер взводился и производилась фокусировка при полностью открытой диафрагме, а в момент спуска затвора камеры, взведённая пружина адаптера диафрагмировала объектив до установленного рабочего значения.
Minolta AF. Sony Alpha. Цифровая фотографическая система Sony Alpha унаследовала свой байонет от автофокусных плёночных камер Minolta и вместе с ним получила полную совместимость с автофокусными объективами Minolta AF. Но, как и на камеры Minolta с байонетом AF, на современные цифровые зеркалки Sony Alpha установить без адаптера с оптическим элементом мануальные объективы системы Minolta MD не представляется возможным. Из-за относительно небольшого диаметра посадочного отверстия байонета Minolta AF (Sony Alpha) нет возможности и установки каких-либо байонетных объективов от других распространённых узкоформатных фотографических систем, таких, к примеру, как Canon FD, Olympus OM, Nikon F и других. Исключение составляют объективы с резьбовым креплением М42х1, которые прекрасно "садятся" через соответствующий адаптер-переходник на камеры с байонетом Minolta AF (Sony Alpha). Имеется только одно ограничение и связано оно с конструктивными особенностями байонета Minolta AF (Sony Alpha) - разместить на адаптере полочку для поджима штока нажимной диафрагмы автоматических объективов М42х1, нет возможности. Поэтому, объективы без переключателей А - М (автоматический - ручной) возможно использовать только на полностью открытых диафрагмах. Кроме объективов с резьбой М42х1, реально на камерах Sony Alpha из "неродной" оптики можно использовать только объективы от среднеформатных фотографических систем. На рынке доступны адаптеры-переходники: Mamiya 645 - Sony Alpha, Pentax 67 - Sony Alpha, Hasselblad - Sony Alpha, Pentacon Six - Sony Alpha.
Но и это ещё не всё... Отличные объективы от Pentax с байонетом Pentax K с не меньшим успехом могут быть использованы на камерах Canon EOS. Ограничения, как и в случае с объективами от Nikon серии G, будут касаться только современной оптики без колец установки диафрагм. А для Российских фотографов немаловажным будет тот факт, что на камерах Canon EOS без ограничений можно использовать объективы с резьбовым креплением М42х1, и не только советского производства, выпускавшихся для камер Зенит, но и отличную немецкую оптику от Carl Zeiss Jena и Meyer-Optik Gorlitz для камер Praktica. Ограничение может быть только одно - если объектив автоматический и не имеет переключателя управления диафрагмой А - М (автоматический - ручной), то не со всеми адаптерами получится задиафрагмировать объектив до рабочей диафрагмы, или придётся что-нибудь изобрести, чтобы поджать поводок нажимной диафрагмы в объективах с резьбовым креплением М42х1 или зафиксировать поворотный рычаг в объективах с байонетом "К". Подробнее с тем, каким требованиям должен отвечать адаптер-переходник Вы можете ознакомиться на странице "Адаптеры без оптики".
Линейка доступной оптики на формат кадра 24 х 36 mm и APS-C просто безгранична... В первую очередь хотелось бы отметить легендарные объективы Olympus OM Zuiko. Адаптеры Olympus OM - 4/3 выпускает как сама Olympus так и множество независимых производителей. Правда цены на "родные" адаптеры от Olympus на порядок выше, чем цены на "неродные" переходники. Объективы от Nikon можно использовать практически без ограничений. Исключение составляют только объективы серии G ввиду отсутствия кольца установки диафрагм. Весь остальной парк оптики с байонетом Nikon F (Non-AI, AI, AI-S, AI-P, AF, AF-D, AFS-D), причём, как рассчитанные на полный кадр, так и "кропнутые", прекрасно установятся на камеры системы 4/3 через соответствующий переходник. Далее следует вся линейка объективов от Canon. И не только современные EOS объективы, но и старые с байонетом FD. Переходники Canon EOS - 4/3 и Canon FD - 4/3 имеются в продаже. С использованием объективов от Pentax с байонетом "К" тоже не возникнет никаких проблем, причём как с Full Frame объективами, так и с "кропнутыми". Ограничение, как и с объективами от Nikon серии G, будет касаться только оптики без колец установки диафрагм. Российским фотографам наверняка будет не безразлично, что обширный парк советской оптики с посадочной резьбой М42х1 также прекрасно будет себя чувствовать на камерах формата 4/3 (соответствующие переходники доступны в продаже). И даже объективы с байонетом Minolta MD, которые невозможно установить ни на Nikon, ни на Canon EOS, ни на Pentax, через соответствующий адаптер отлично "сядут" на камеры формата 4/3.
Беззеркальные фотографические системы. В последнее время среди фотографов всё более популярными становятся беззеркальные фотографические системы. Компактность, небольшой вес, функциональная насыщенность, стильный дизайн и при этом съёмная оптика - всё это придаёт беззеркалкам привлекательности. И все ведущие фотопроизводители (за исключением пока только Pentax) не преминули отметиться в этом сегменте фоторынка. Мы не будем здесь обсуждать достоинства или недостатки беззеркалок вообще и преимущества какой-либо из систем в частности. Наша задача - оценить возможности использования "неродной" оптики на беззеркальных камерах. А возможности эти поистине безграничны! И уже только поэтому, беззеркальные камеры достойны внимания.
Micro Four Thirds 4/3. К этой системе относятся беззеркальные камеры с матрицами формата 4/3 (Olympus E-P, E-PL, E-PM, OM-D, Panasonic G, GH, GF), но с меньшим, чем у 4/3 рабочим отрезком (он составляет всего 19.25 mm). Сразу отметим, что компания Olympus выпускает фирменные адаптеры Olympus OM - Micro 4/3 и Olympus 4/3 - Micro 4/3, которые, впрочем, доступны и в "неродном", но гораздо более дешёвом исполнении. Всё остальное изобилие переходников производится сторонними фирмами. Начнём со среднеформатных фотографических систем, переходники с которых на Micro 4/3 имеются в продаже - это Hasselblad, Pentacon Six, Pentax 645, Mamiya 645. Нам не удалось найти переходник заводского изготовления Pentax 67 - Micro 4/3, но если у кого-либо возникнет желание водрузить объектив от Pentax 67 на камеру Micro 4/3, то проблем это не составит. Можно с успехом использовать любую из множества возможных комбинаций: Pentax 67 - Pentax 645 и Pentax 645 - Micro 4/3, Pentax 67 - Canon EOS и Canon EOS - Micro 4/3 или Pentax 67 - 4/3 и 4/3 - Micro 4/3 ... Вопрос в другом! А стоит ли вообще изощряться и приспосабливать громоздкую и тяжёлую среднеформатную оптику на миниатюрные и довольно хрупкие камеры формата Micro 4/3? Предостаточно более компактных и лёгких объективов, которые можно использовать на этих камерах.
Выпускаются даже переходники Micro 4/3 - Sony NEX и С-mount - Sony NEX. Но, ввиду того, что матрица системы Sony NEX больше матриц, применяемых в камерах Micro 4/3 (и гораздо больше кадра, покрываемого объективами С-mount), применение объективов от систем Micro 4/3 и С-mount на камерах Sony NEX, на наш взгляд, является нецелесообразным. Виньетирование, особенно при использовании широкоугольной оптики, будет довольно значительным. Его не получится полностью скорректировать при помощи графических редакторов. (Это, конечно, не касается случаев, когда виньетирование используется как художественный приём.) А некоторые объективы могут затемнять углы до полного отсутствия картинки. Если же камера используется для видеосъёмки, то побороть виньетирование просто не представляется возможным. Не помогут никакие видеоредакторы.
Мы не упоминаем в нашем обзоре зеркальных камер от Fuji и Sigma, потому что камеры Fuji выпускаются в корпусах от Nikon с байонетом Nikon F и для них справедливо всё то, что относится к камерам Nikon. Что касается камер от Sigma, то на протяжении довольно длительного периода времени эта компания вообще о себе никак не заявляет в сфере производства "тушек", а те камеры, которые были выпущены ранее, на сегодняшний день уже морально устарели.
И немного о целесообразности... Стоит сказать, что использование "неродной" оптики не всегда оправдано. К примеру, тяжёлый 120-ти или 180-ти миллиметровый объектив от какой-либо из среднеформатных систем на камерах с форматом кадра 24 х 36 mm может выполнять функции хорошего портретника и его использование вполне целесообразно. Чего нельзя сказать о среднеформатных широкоугольных объективах... Вряд ли стоит городить несусветную конструкцию и "прикручивать" подобные "ширики" на камеры с форматами кадров 24 х 36 mm и меньше. И тому есть две причины. Первая. Широкоугольные объективы делаются по сложным многолинзовым схемам, а значит и переотражений внутри такого объектива больше, что не лучшим образом сказывается на контрасте получаемых изображений, и виньетирование у широкоугольников значительное, и дисторсия приличная, и аберрации, как правило, исправлены гораздо хуже, и светосила не бог весть какая... И вторая, чисто материальная. За широкоугольный среднеформатный "полтинник" надо будет отдать гораздо больше денег, чем за хороший "полтинник" от Canon, Nikon, Olympus OM или Pentax. Так что перед тем, как Вы решите попробовать установить на свою камеру "неродной" объектив, подумайте, что Вы хотите получить на выходе.
Таблица рабочих отрезков и форматов кадров некоторых фотографических систем
Фотографическая система (камеры) | Способ крепления объектива | Рабочий отрезок (в mm) | Формат кадра (в mm) |
Nikon 1 | байонет | 17.00 | 8.8 х 13.2 |
С-mount | резьба М25,5 х 0,75 | 17.526 | 7.41 x 12.52 |
Sony Alpha NEX | байонет | 18.00 | 15.6 x 23.4 |
Micro Four Thirds (Olympus E-P, E-PL, E-PM, Panasonic G, GH, GF) | байонет | 19.25 | 12.98 x 17.30 |
Leica M | байонет | 28.80 | 24 x 36 |
Leica M39 / ФЭД / Зоркий (дальномерные камеры) | резьба М39 х 1 | 28.80 | 24 x 36 |
М24 (Нарцисс) | резьба М24 х 1 | 28.80 | 14 x 21 |
Olympus Pen F | байонет | 28.95 | 18 x 24 (полуформатный) |
Contax / Киев I, II, III, IIa, IIIa (дальномерные камеры) | двухуровневый байонет (внутренний / наружный) | 31.85 / 34.85 | 24 x 36 |
Nikon S (дальномерные камеры) | байонет | 34.85 | 24 x 36 |
Four Thirds (4/3) (Olympus E, Panasonic Lumix DMC-L, Leica Digilux) | байонет | 38.67 | 12.98 x 17.30 |
Canon FD (R, FL) | байонет с накидным кольцом | 42.00 | 24 x 36 |
Minolta MD (SR, MC) | байонет | 43.50 | 24 x 36 |
Canon EOS EF | байонет | 44.00 | 24 x 36 и APS-C |
Sigma SA | байонет | 44.00 | 24 x 36 |
Praktica B | байонет | 44.40 | 24 x 36 |
Minolta AF / Sony Alpha | байонет | 44.50 | 24 x 36 и APS-C |
M39 (Зенит) | резьба М39 х 1 | 45.20 | 24 x 36 |
Praktica / M42 (Зенит) | резьба М42 х 1 | 45.46 | 24 x 36 |
Pentax K | байонет | 45.46 | 24 x 36 и APS-C |
Yashica / Contax | байонет | 45.50 | 24 x 36 |
Olympus OM | байонет | 46.00 | 24 x 36 |
Nikon F / Киев Н | байонет | 46.50 | 24 x 36 и APS-C |
Leica R | байонет | 47.00 | 24 x 36 |
Contax N | байонет | 48.00 | 24 x 36 |
Praktina | байонет с накидным кольцом | 50.00 | 24 x 36 |
Mamiya 645 | байонет | 63.30 | 45 x 60 |
Pentax 645 | байонет | 70.87 | 45 x 60 |
Pentacon Six / Киев 6 (6С, 60, 88СМ, Arax) | байонет с накидным кольцом (советское обозначение "Б") | 74.10 | 60 x 60 |
Hasselblad 500/2000 | байонет | 74.90 | 60 x 60 |
Hasselblad / Киев 88 (Салют) | многозаходная резьба (советское обозначение "В") | 82.10 | 60 x 60 |
Pentax 67 | байонет | 84.95 | 60 x 70 |
Bronica S2A | байонет | 101.70 | 60 x 60 |
Rolleiflex SL66 | байонет | 102.80 | 60 x 60 |
Mamiya RZ67 | байонет | 105.00 | 60 x 70 |
Mamiya RB67 | байонет | 112.00 | 60 x 70 |