Нормальные (стандартные) объективы Olympus OM Zuiko. - Retro Camera

Перейти к контенту

Главное меню:

Фототехника > Объективы > Olumpus OM Zuiko

Нормальные (стандартные) объективы Olympus OM Zuiko

В этом обзоре мы рассмотрим легендарные "полтинники" системы Olympus OM Zuiko и неординарный Olympus OM Zuiko 40mm/2.0. Под руководством гениального Майтани были разработаны пять основных типов нормальных (стандартных) объективов с различной светосилой - доступный и лёгкий 50mm/1.8; светосильный 50mm/1.4; сверхсветосильные 55mm/1.2 и 50mm/1.2; и ультракомпактный 40mm/2.0.
"Полтинники" с диафрагмой 1:1.8. Начать наш обзор мы хотим с самого популярного и доступного "полтинника" системы Olympus OM Zuiko со светосилой 1:1.8. Выполненный по оптической схеме шестилинзового "планара", это, пожалуй, самый массовый объектив для SLR камер, когда-либо выпускавшийся в истории фотографии вообще. Наибольший номер, известный на сегодня 5.916.4хх. Если учесть, что нумерация всех модификаций этого объектива была сквозной и начиналась с номера 100001, вычесть миллион штук с номерами, начинавшимися на цифру "4" (таких объективов в природе не существует) и некоторое количество, приходящееся на разрывы в нумерации, то, после несложных подсчётов, становится понятным, что общее количество произведённых экземпляров превысит четыре с половиной миллиона штук! (Разрывы в сквозной нумерации характерны практически для всех объективов Olympus OM Zuiko. Это связано с тем, что при выпуске новой модификации одного и того же объектива, нумерация обнулялась в большую сторону до двух последних цифр и новые номера начинались с цифр хххх01.) Такую популярность объектив заслужил не случайно. Как и вся оптика Olympus OM Zuiko, объективы этой линейки обладают великолепными оптическими характеристиками и непревзойдённой компактностью.

За время выпуска (а это, к слову, более тридцати лет!), объектив эволюционировал и претерпевал некоторые изменения в конструкции и оптической схеме. Существует четыре основных конструктивных типа этого объектива и множество разновидностей, являющихся переходными моделями. Кроме того, со временем немного изменялась и оптическая схема объектива. Если первые два типа объектива имели оптическую схему "шесть элементов в пяти группах", то впоследствии, и в переднем оптическом блоке две линзы стали склеенными, и схема поменялась на "шесть элементов в четырёх группах". Мы не приводим здесь рисунки оптических схем этих объективов с габаритными размерами. Все желающие могут скачать инструкции на эти объективы со страницы с мануалками или по прямым ссылкам (в скобках указаны месяц и год печати инструкций): F.Zuiko Auto-S 50mm/1.8 Silver Nose (05.1978); F.Zuiko Auto-S 50mm/1.8 Black (07.1979); MC Zuiko Auto-S 50mm/1.8 (07.1981); Zuiko Auto-S 50mm/1.8 Made in Japan (04.1986), - и рассмотреть различия в их оптических схемах и сравнить габаритные размеры. (PDF файлы инструкций откроются в новой вкладке.)

Общими характеристиками для этой линейки объективов являются: фокусное расстояние, равное 50 mm; максимальное отверстие диафрагмы 1:1.8; шестилепестковая конструкция диафрагмы; диаметр посадочной резьбы под светофильтры 49 mm и, конечно же, байонет Olympus OM.
Different Zuiko 50mm/1.8
"Полтинники" линейки 50mm/1.8. Слева направо: F.Zuiko 50mm/1.8 Silver Nose; F.Zuiko 50mm/1.8 Black; MC Zuiko 50mm/1.8; Zuiko 50mm/1.8 Made in Japan.
Olympus OM System F.Zuiko Auto-S 50mm/1.8 Silver Nose. Самый первый тип этого объектива - так называемый F.Zuiko 50mm/1.8 Silver Nose. (Silver Nose - это неофициальное обозначение, закрепившееся за самыми первыми объективами системы OM Zuiko в фотографической среде, которое означает в дословном переводе с английского - "серебряный нос".) Внешне от всех остальных моделей его отличает наличие двух блестящих колец. Одно из них находится рядом с кольцом переключателя значений диафрагмы, второе - это блестящая фаска на кольце для установки светофильтров (тот самый Silver Nose). Разновидностью этого типа объектива можно считать самую первую его модификацию с маркировкой Olympus M System. Конструкция этих двух разновидностей абсолютно идентична. Небольшое отличие только внешнее и заключается в отсутствии буквы "О" ("М" вместо "ОМ") в аббревиатуре. Это не относится к прототипам объектива с номерами 100001 - 100004, разработанным для системы Olympus MDN. В их конструкции имеются существенные отличия - кнопка фиксации объектива расположена зеркально относительно шкалы глубины резкости, кнопка репетира диафрагмы находится справа строго посередине объектива (впоследствии кнопки репетира диафрагмы во всех без исключения объективах Olympus OM Zuiko стали располагаться снизу слева, примерно на "8 часов", а рифление резиновой накладки кольца наводки на резкость стало крупнее и слегка поменяло форму). Рассмотреть отличия прототипов объектива можно на фотографиях системы Olympus MDN, представленных на нашем сайте.

Именно "полтинники" 50mm/1.8 Silver Nose имеют самые компактные размеры среди объективов этой линейки. Их длина от опорной поверхности байонета до края кольца для установки светофильтров составляет всего 31 mm, а максимальный диаметр - 59 mm. Оптическая схема - шестилинзовый "планар", шесть элементов в пяти группах. Корпус объектива полностью металлический (за исключением, конечно, резиновой накладки кольца наводки на резкость), блестящее кольцо рядом с кольцом переключения значений диафрагмы конструктивно выполнено, как отдельный элемент, защита задней линзы металлическая, в виде изогнутой пластины, а все линзы в объективе закреплены завинчивающимися металлическими стопорными кольцами.

У этого типа объективов есть один большой плюс и один совсем небольшой минус. Начнём с минуса... Линзы не имеют многослойного просветления. Почему этот минус мы считаем "небольшим"? Как известно, многослойное просветление напрямую влияет на контрастность получаемых изображений, причём наиболее заметно это проявляется при съёмках в контровом освещении. Но, поскольку, во-первых, такие ситуации при съёмке возникают относительно не часто, и во-вторых, незначительная потеря контрастности в шестилинзовых оптических системах практически незаметна, то можно считать, что и минус у этих объективов совсем "небольшой". (Подробнее о влиянии многослойного просветления на качество получаемых изображений можно прочесть здесь.) Огромным же плюсом этих объективов является их ремонтопригодность и возможность полной разборки оптического блока, что позволяет добраться до любой поверхности любой из линз и, в случае необходимости, произвести их чистку.

Olympus OM System F.Zuiko Auto-S 50mm/1.8 Black. Это второй тип популярного "полтинника". Внешне от предыдущей модели его отличает отсутствие блестящих колец. Что касается конструкции, то она претерпела некоторые изменения. Блестящее кольцо, располагавшееся рядом с кольцом переключения значений диафрагм, стало чёрным и соединилось с кольцом для установки светофильтров в единый конструктивный узел. Немного изменились и габариты объектива. Длина осталась прежней (31 mm), а вот максимальный диаметр увеличился на 1 mm и стал равным 60 mm. Привод диафрагмы не претерпел никаких изменений. Принципиально оптическая схема осталась тоже неизменной (шесть элементов в пяти группах), но была пересчитана. Вследствие этого, несколько увеличилась толщина линз и их диаметры. Сами линзы многослойного просветления не получили.

Главные достоинства предыдущей модели, а это полностью металлический корпус и возможность, в случае необходимости, добраться до любой из линз, объектив сохранил.

Olympus OM System MC Zuiko Auto-S 50mm/1.8. Конструктив этого объектива поменялся довольно кардинально. Если в двух предыдущих моделях кольцо байонета, помимо основной функции, крепления объектива к камере, служило ещё и несущим элементом для крепления механизма репетира диафрагмы, то в модели MC Zuiko 50mm/1.8 оно стало отдельным узлом. Механизмы управления диафрагмой и репетира диафрагмы были объединены и размещены за байонетным кольцом. Принципиально изменились и механизм, и кольцо выбора диафрагменных значений. Кольцо переключения диафрагм стало пластмассовым. Слегка увеличились и габариты объектива. Он стал на 1 mm длиннее (32 mm) и немного больше в диаметре (61 mm) по сравнению с предыдущим вариантом. Изменилось и кольцо защиты задней линзы - оно стало пластмассовым, с двумя небольшими выступами. (Именно благодаря этим выступам, похожим на "рожки", за объективами этого и следующего типов закрепилось прозвище "двурогие".)

Существенные изменения коснулись и оптической части объектива. Первое из них - это склейка второй и третьей линз. Отныне оптическая схема объективов этой линейки - "шесть элементов в четырёх группах". Второе - все линзы получили многослойное просветление (МС), что было отражено в аббревиатуре на оправе. Если первое изменение практически никак не отразилось на качестве получаемых изображений, то второе сказалось весьма положительно - объективы стали лучше держать контровый свет. Но на этом плюсы модернизации оптического блока заканчиваются.

Следующая принципиальная модификация конструкции, коснувшаяся блока линз, является, несомненно, огромным минусом как этого типа объектива, так и объектива следующего типа. Заключается она в том, что весь передний блок линз стал завальцовываться в оправы, а не зажиматься в оправах завинчивающимися металлическими кольцами. В случае необходимости, добраться можно только до центральной части объектива, к примеру, чтобы помыть замаслившиеся лепестки диафрагмы, или за последнюю линзу. Добраться до пыли, плесени или масляного конденсата в переднем блоке линз не представляется возможным. Учитывая тот факт, что объективы Olympus OM Zuiko, к великому сожалению, не отличаются особой герметичностью и мелкие пылинки, влага (рассадник плесени) или масляный конденсат проникают даже между завальцованными элементами оптики, такое конструктивное решение полностью лишает объективы этого и следующего типов возможности удалить пыль или отмыть плесень за передней линзой.
Подобная проблема не так уж и редко встречается, но решить её в России оказалось практически невозможно. За много лет нам не удалось найти ни одной фотомастерской или квалифицированного фотомастера, которые взялись бы за восстановление "полтинника" версий "МС" или "Made in Japan" с плесенью или масляным конденсатом за передней линзой, с гарантией результата. И дело здесь не в том, что мастерская не гарантирует отмыть плесень (плесень, по нашим многолетним наблюдениям, вполне возможно отмыть без последствий для объектива и просветляющего покрытия, приблизительно в пятидесяти процентах случаев). Фотомастера не берутся за развальцовку передней линзы и за установку её на место. Нам доподлинно известно, что в начале двухтысячных годов подобные работы производила одна из фотомастерских в Соединённых Штатах (Калифорния, Лос Анджелес), но стоимость работ была вполне сопоставима с ценой самого объектива. Поэтому, на наш взгляд, не стоит приобретать объектив с проблемами (пыль, конденсат, плесень) за передней линзой. Проще поискать другой экземпляр, без подобных дефектов.
Fangus Inside 50mm/1.8 Made in Japan
Плесень на тыльной стороне передней линзы. Добраться до неё, к сожалению, не получится - линза завальцована.
Olympus OM System Zuiko Auto-S 50mm/1.8 Made in Japan. Это последний из четырёх основных типов "полтинников" со светосилой 1:1.8. Визуальное отличие от предыдущей модели только в надписи на оправе. С неё исчезли буквы "МС", а вместо надписи "Japan" появилась "Made in Japan". Габариты объектива не изменились по сравнению с предыдущей моделью, не изменилась и "двурогая" защита задней линзы. Небольшие конструктивные изменения произошли внутри - поменялся механизм переключения значений диафрагм и, в меньшей степени, сам привод управления диафрагмой.

Оптическая схема осталась прежней - шесть элементов в четырёх группах, - а главным изменением, коснувшимся оптики, стало новое просветление NMC (New Multi Coating). Что касается конструкции блока линз, то принципиально она осталась неизменной, поэтому добраться до пространства между первой и второй линзами невозможно.

Этот объектив считается лучшим среди "полтинников" 1:1.8 по качеству получаемых изображений (но не по конструкции). И хотя разницу между этой моделью и предыдущими увидеть будет крайне сложно (исключительно на очень больших увеличениях), всё же, "полтинники" 1:1.8 Made in Japan показывают немного лучшие характеристики по контрасту и разрешающей способности.

Несколько слов стоит сказать о разновидностях "полтинников" со светосилой 1:1.8. Их огромное множество. О самых первых объективах с маркировкой Olympus M Zuiko мы уже упоминали - они идентичны модели "Silver Nose" и отличаются только одной буквой в надписи на оправе. Существует переходная модель между первым типом и вторым - объектив лишился блестящих колец и стал полностью чёрным, но блок линз в нём такой же, как и в модели "Silver Nose". Ещё одна переходная модель - это объектив, конструктивно идентичный третьему типу (с аббревиатурой МС на оправе). Механизмы выбора значений диафрагмы и управления диафрагмой остались прежними, но линзы получили новое многослойное просветление и на оправе не стало букв МС, но появилась надпись Made in Japan. Такие объективы имеют номера большие трёх миллионов. Объективы с номерами, начинающимися с цифры "5" изготавливались не на заводе в Тацуно, а на другом заводе Olympus, в Сакаки. Именно в этих объективах, помимо нового многослойного просветления NMC, была применена изменённая конструкция переключения и привода диафрагмы. Но самое большое число разновидностей касается различных типов многослойного просветления. Компания Olympus постоянно экспериментировала с просветлением, поэтому количество всевозможных цветовых оттенков просветления и их взаимное расположение в объективах линейки Olympus OM Zuiko 50mm/1.8 просто невозможно сосчитать.

Любой из объективов этой линейки можно смело порекомендовать всем, кто решил поближе познакомиться с легендарной оптикой Olympus OM Zuiko. Обладая отличными оптическими характеристиками - это, пожалуй, самые дешёвые объективы в системе Olympus OM. Все желающие могут ознакомиться с огромным количеством фотографий, сделанных этими прекрасными объективами, по этой ссылке.
Технические характеристики объективов Olympus OM Zuiko 50mm/1.8

Технические характеристики

F.Zuiko 50mm/1.8

Silver Nose

F.Zuiko 50mm/1.8
Black
MC Zuiko 50mm/1.8
Zuiko 50mm/1.8
Made in Japan

Фокусное расстояние (mm)

50

505050
Угол поля зрения по диагонали кадра (градусов)
47 474747
Оптическая схема (линз / компонентов)
6 / 5 6 / 56 / 46 / 4

Диапазон значений диафрагмы (максимум / минимум)

1.8 - 16

1.8 - 16
1.8 - 16
1.8 - 16
Количество лепестков диафрагмы6 666

Управление диафрагмой

Автоматическое

Автоматическое
Автоматическое
Автоматическое
Тип фокусировочного устройстваГеликоид
Геликоид
Геликоид
Геликоид
Механизм коррекции фокусировки на близких расстоянияхНет
Нет
Нет
Нет
Минимальная дистанция фокусировки (метров)
0,45
0,45
0,45
0,45
Диаметр резьбы под светофильтры (mm)49 494949
Вес (граммов)170 170165165
Максимальный диаметр (mm)59 606161
Максимальная длина (mm)
31 313232
Наличие многослойного просветленияНет НетЕстьЕсть

Рекомендуемые фокусировочные экраны

1-1; 1-2; 1-3; 1-4; 1-10; 1-13; 1-14; 2-4; 2-13

Светосильные "полтинники" с диафрагмой 1:1.4. Этот объектив впервые появился на свет одновременно с системой Olympus M и, как и его младший брат со светосилой 1:1.8, был представлен на Photokina в 1972 году. Объектив выполнен по традиционной для светосильных стандартных объективов схеме семилинзового "планара" с дополнительной, четвёртой линзой в заднем блоке. Оптическая схема объектива за всё время производства не менялась, но менялись сорта используемого стекла и просветление.

Развитие линейки стандартных объективов со светосилой 1:1.4 полностью укладывается в общие тенденции эволюции оптики Olympus OM Zuiko. Конструктивные изменения "полтинников" с максимальной диафрагмой 1:1.4 касались, в основном, "внутренностей" объектива и, в меньшей степени, габаритов и веса. Со временем немного поменялся привод управления диафрагмой и конструкция кольца установки значений диафрагмы. Внешние конструктивные отличия явно видны только на самой первой модели G.Zuiko 50mm/1.4 Silver Nose. Три остальных основных типа этого объектива можно отличить друг от друга исключительно по аббревиатурам на оправах и по разделённому на два кольца байонетному узлу и пластмассовым рожкам защиты задней линзы у самой последней версии объектива. В нашем распоряжении имеются инструкции на три основных типа этого объектива (за исключением инструкции на G.Zuiko 50mm/1.4 Silver Nose), которые можно скачать со страницы с инструкциями или по этим прямым ссылкам (в скобках указаны месяц и год печати инструкций): G.Zuiko Auto-S 50mm/1.4 Black (03.1978); MC Zuiko Auto-S 50mm/1.4 (06.1981); Zuiko Auto-S 50mm/1.4 (10.1982).

Следует сказать о некоторой путанице с габаритами этой линейки "полтинников" Zuiko, которая возникла вследствие расхождения размеров объективов, представленных в инструкциях, с их реальными габаритами. Так, истинная длина G.Zuiko 50mm/1.4 Silver Nose составляет всего 38 mm (проверено на множестве объективов этого типа разных лет выпуска), а в инструкции можно увидеть цифру 39 mm. В инструкции на MC Zuiko 50mm/1.4 обозначена длина объектива в 36 mm, но она не соответствует действительности. Абсолютно все модели объективов, вышедшие позже модели Silver Nose, имеют большую длину. По всей вероятности, либо при печати инструкций в их содержание закрадывались ошибки и их не замечали, либо прототипы объективов имели действительно иные габариты. В любом случае, в нашем обзоре мы приводим реальные габаритные размеры объективов.

"Полтинники" Zuiko со светосилой 1:1.4 являются самыми компактными в мире объективами в своём классе. Конструктив всей линейки выполнен очень добротно и надёжно - он полностью металлический, а все линзы закреплены завинчивающимися металлическими кольцами.

Общие характеристики для объективов Olympus OM Zuiko 50mm/1.4: фокусное расстояние - 50 mm; максимальная светосила - 1:1.4; оптическая схема - семь элементов в шести группах; восьмилепестковая конструкция диафрагмы; диаметр посадочной резьбы под светофильтры 49 mm; байонет Olympus OM.
Zuiko 50mm/1.4
Самая первая (G.Zuiko 50mm/1.4 Silver Nose) и предпоследняя (MC Zuiko 50mm/1.4) версии легендарного светосильного "полтинника".
Olympus OM System G.Zuiko Auto-S 50mm/1.4 Silver Nose. Как и все первые объективы системы Olympus OM Zuiko, эта модель отличается наличием блестящих колец в конструкции. Одно из них находится рядом с кольцом выбора значений диафрагмы, и представляет из себя отдельный конструктивный элемент. Второе - это блестящая фаска на кольце для крепления светофильтров. Разновидностью этого типа объектива следует считать Olympus M System G.Zuiko Auto-S 50mm/1.4 Silver Nose. Оба эти объектива совершенно идентичны по конструкции, оптической схеме, однослойному просветлению золотистого оттенка и маркам применённого в них стекла, а отличаются, как и "полтинники" Silver Nose со светосилой 1:1.8, только буквами "М" или "ОМ" в аббревиатурах.

Объективы этого типа имеют самые компактные габариты среди "полтинников" Zuiko со светосилой 1:1.4. Их длина всего 38 mm (реальная, в инструкции - 39 mm), а максимальный диаметр 60 mm.
Zuiko 55mm/1.2 Silver & Zuiko 50mm/1.4 Silver
Слева G.Zuiko 55mm/1.2 Silver Nose, справа G.Zuiko 50mm/1.4 Silver Nose. Похожий золотистый оттенок просветления объективов вполне мог послужить основанием для причисления G.Zuiko 50mm/1.4 к "лантановым" объективам.
Существует мнение, что объективы этого типа имеют в своей конструкции линзы из лантанового стекла. Это миф. Вероятнее всего, возникновению этого заблуждения способствовал специфический, золотисто жёлтый оттенок просветления, присущий объективам этого типа, который весьма похож на пожелтение "лантановой" оптики. Однако, лантановое стекло применялось только в одном-единственном объективе системы Olympus OM - G.Zuiko 55mm/1.2 Silver Nose. "Лантановый" объектив можно отличить по двум обязательным признакам. Первый из них - это небольшой, видимый только на просвет, желтоватый оттенок всего блока линз, в сравнении с "нелантановым" стеклом. Второй - слабый радиационный фон, присущий исключительно "лантановой" оптике. Ни один объектив из линейки "полтинников" Zuiko со светосилой 1:1.4, в том числе и модель Silver Nose, этими признаками не обладает. У объективов нет ни желтоватого оттенка линзового блока, что можно увидеть на фотографиях, снятых на просвет G.Zuiko 55mm/1.2 Silver Nose и G.Zuiko 50mm/1.4 Silver Nose, ни малейшего радиационного фона, хоть на немного превышающего естественный. Далее, в главе посвящённой объективам с фокусным расстоянием в 55 mm и светосилой 1:1.2, мы более подробно расскажем об этих великолепных стандартных объективах.
Также в этой статье мы приводим несколько справочных фотографий (см. ниже), на одной из которых на просвет сняты "лантановый" G.Zuiko 55mm/1.2 Silver Nose и G.Zuiko 50mm/1.4 Silver Nose. У первого присутствует хорошо видимое лёгкое пожелтение линзового блока, тогда как у второго такое пожелтение полностью отсутствует.

Olympus OM System G.Zuiko Auto-S 50mm/1.4 Black.
 Второе поколение объективов этой линейки, подобно младшим братьям со светосилой 1:1.8, лишилось блестящих колец в оправах. Блестящее кольцо, находящееся рядом с кольцом выбора значений диафрагмы, стало чёрным и соединилось с кольцом для крепления светофильтров в один конструктивный узел. Длина объектива и его диаметр увеличились на 1 mm и стали равными 39 mm и 61 mm соответственно.

Многослойного просветления линзы не получили, но оптическая схема объектива была пересчитана, вследствие чего немного изменились диаметры линз. Кроме того, в конструкции стало применяться более современное стекло из тяжёлых кронов. Однако, по резкостным характеристикам объективы этого типа немного уступают предыдущей модели Silver Nose. Различия в картинке едва заметны, разглядеть их можно только при больших увеличениях, но они есть, поэтому и сказать о них надо.

Olympus OM System MC Zuiko Auto-S 50mm/1.4. Как следует из названия объектива, главным изменением в его конструкции стало многослойное просветление, которое получили линзы. Но это не единственная трансформация, произошедшая с объективом. Довольно значительно поменялась его внутренняя конструкция. В разной степени изменились привод кольца установки значений диафрагмы, управление самой диафрагмой и устройство фокусировки, включая конструкцию геликоида. Эти изменения сказались и на габаритах объектива. Его длина увеличилась до 40 mm (хотя в инструкциях приводится цифра в 36 mm), а максимальный диаметр вернулся к габариту модели Silver Nose в 60 mm.
Coating Zuiko 50mm/1.4
Различия в просветлении самой первой версии объектива G.Zuiko 50mm/1.4 Silver Nose (однослойное, золотистого и фиолетового оттенков) и предпоследней MC Zuiko 50mm/1.4 (многослойное, фиолетового и зеленоватого оттенков).
Следует отметить, что у данной модели существует большое количество разновидностей. В основном они касаются внутренней конструкции объективов. Довольно много различий в конструкции оправ линз переднего блока, в небольших пределах варьируются габариты...

Но больше всего различий можно найти в цветах и оттенках многослойного просветления, применявшегося при производстве объективов этого типа. В конце семидесятых - начале восьмидесятых годов прошлого столетия компания Olympus много экспериментировала с различными типами многослойного просветления. Встречаются объективы с фиолетовым, сиреневым, жёлтым, розовым, голубым оттенками просветления в различных комбинациях. Некоторые объективы имеют многослойное просветление красного цвета, похожее на применяемое и по сей день в объективах производства Carl Zeiss. Самые поздние версии объектива отличаются наличием зеленоватых оттенков во всём многообразии цветовой гаммы покрытий. 

Мы готовим файл с базой данных большого числа объективов системы Olympus OM Zuiko, где приводятся комбинации оттенков однослойных и многослойных просветлений и серийные номера конкретных экземпляров объективов. Скачать его можно будет по этой ссылке.
Olympus OM System Zuiko Auto-S 50mm/1.4. Самый последний тип объектива внешне отличается от предыдущей модели конструктивно разделённым на два кольца байонетным блоком (аналогично последним версиям объективов Zuiko 50mm/1.8), "двурогой" пластмассовой защитой задней линзы и отсутствием в аббревиатуре букв "MC". Тем не менее, многослойное просветление всех линз присутствует. Оно практически такое же, как и у MC Zuiko 50mm/1.4 и в нём обязательно имеются поверхности с зеленоватым оттенком как с фронтальной стороны объектива, так и с тыльной.
MC Zuiko 50mm/1.4 & Zuiko 50mm/1.4 # More 1.100.000
Различия байонетных блоков и защиты задней линзы MC Zuiko 50mm/1.4 и Zuiko 50mm/1.4 с номером большим 1.100.000.
Исчезновение с оправы объектива аббревиатуры "МС" не случайно. К началу восьмидесятых годов практически все объективы системы Olympus OM Zuiko имели многослойное просветление, и компания Olympus посчитала излишним наносить подобную маркировку на свои изделия.

Габариты объектива немного изменились в сторону увеличения. Его длина осталась как и у предыдущей модели (40 mm), а диаметр увеличился на 1 mm и стал равным 61 mm. Этот тип "полтинника" самый габаритный во всей линейке (если, конечно, увеличение диаметра всего на миллиметр можно считать существенным).

Конструктивные изменения, в сравнении с MC Zuiko 50mm/1.4, коснулись приводов репетира и управления автоматом диафрагмы. Крепление привода репетира диафрагмы было перемещено с байонетного кольца внутрь объектива, а само байонетное кольцо выполнено в виде отдельного конструктивного элемента (см. фото слева). Появилась в конструкции и пластмассовая деталь - это "двурогая" защита задней линзы объектива.
Великолепное оптическое качество этой линейки объективов снискало им заслуженную популярность у фотографов, причём не только у поклонников системы Olympus OM, но и у владельцев современных цифровых камер Canon, на которые вся оптика Olympus OM Zuiko устанавливается без каких-либо проблем через соответствующий адаптер-переходник. Порекомендовать какую-то определённую модель из светосильных "полтинников" довольно сложно, так как каждая из них обладает своими, только ей присущими особенностями. Так, самые первые (Silver Nose) объективы отличает более резкая и при этом пластичная картинка, но они чуть хуже держат контровый свет и чуть менее контрастны. Они самые компактные, а благодаря наличию блестящей отделки очень стильно смотрятся на камерах с хромовым покрытием. Модели с многослойным просветлением чуть более контрастны и лучше держат контровый свет, но немного габаритнее модели Silver Nose. Каждая модель по своему хороша и имеет огромное число приверженцев, а различия в качестве получаемых изображений столь незначительны, что могут быть заметны только при больших увеличениях. Совет при выборе определённой модели объектива можно дать только один - если Вы ностальгируете по пластичной, с красивым боке картинке, сделанной старой оптикой, то стоит обратить внимание на модель Silver Nose, если же для Вас более важным является контрастность объектива и его работа в контровом освещении, то лучше предпочесть более поздние МС версии.

О необычайной популярности объективов этой линейки говорит и тот факт, что на известном интернетхранилище фотографий, существуют сразу несколько групп пользователей, приверженцев этих линз. Вот по этой ссылке можно посмотреть примеры фотографий, сделанных объективами Zuiko 50mm/1.4 без персонификации типа объектива. Вот эта ссылка даёт возможность ознакомиться с фотографиями, сделанными ранними версиями объектива - G.Zuiko 50mm/1.4. А вот здесь выложены фотографии, сделанные объективами самых поздних версий с серийными номерами более 1.100.000.
Технические характеристики объективов Olympus OM Zuiko 50mm/1.4

Технические характеристики

F.Zuiko 50mm/1.4

Silver Nose

F.Zuiko 50mm/1.4
Black
MC Zuiko 50mm/1.4
Zuiko 50mm/1.8

Фокусное расстояние (mm)

50

505050
Угол поля зрения по диагонали кадра (градусов)
47 474747
Оптическая схема (линз / компонентов)
7 / 6
7 / 6
7 / 6
7 / 6

Диапазон значений диафрагмы (максимум / минимум)

1.4 - 16

1.4 - 16
1.4 - 16
1.4 - 16
Количество лепестков диафрагмы8
8
8
8

Управление диафрагмой

Автоматическое

Автоматическое
Автоматическое
Автоматическое
Тип фокусировочного устройстваГеликоид
Геликоид
Геликоид
Геликоид
Механизм коррекции фокусировки на близких расстояниях
Нет
Нет
Нет
Нет
Минимальная дистанция фокусировки (метров)
0,45
0,45
0,45
0,45
Диаметр резьбы под светофильтры (mm)49 494949
Вес (граммов)230 230230230
Максимальный диаметр (mm)60 616061
Максимальная длина (mm)
38 394040
Наличие многослойного просветленияНет НетЕстьЕсть

Рекомендуемые фокусировочные экраны

1-1; 1-2; 1-3; 1-4; 1-10; 1-13; 1-14; 2-4; 2-13

Сверхсветосильные "полтинники" 55 mm с диафрагмой 1:1.2. Как и его менее светосильные собратья, объектив G.Zuiko 55mm/1.2 был анонсирован одновременно с системой Olympus M на выставке Photokina в 1972 году. Сегодня оптическая схема, применённая в этом сверхсветосильном объективе считается классической - семилинзовый "планар" с дополнительной, четвёртой линзой в заднем блоке, - но для своего времени она была уникальной. Объектив существует в двух модификациях, кардинально различных по использованному в их конструкциях стеклу - G.Zuiko 55mm/1.2 Silver Nose и G.Zuiko 55mm/1.2 Black. В первом применялось лантановое стекло, во втором - стекло из тяжёлых кронов.

Механически, конструктив моделей G.Zuiko 55mm/1.2 Silver Nose и G.Zuiko 55mm/1.2 Black практически одинаков. Одинаковы и габаритные размеры: длина - 47 mm, максимальный диаметр - 65 mm. (Интересный факт, говорящий о неповторимой компактности объективов Olympus OM Zuiko. При сравнении габаритов мануальных "полтинников" со светосилой 1:1.4 от Nikon, Canon, Pentax и Minolta, с габаритами Olympus OM System G.Zuiko 55mm/1.2, оказалось, что последний, обладая большей светосилой на целую ступень, имеет меньшие габариты, чем "полтинники" конкурентов.) Отличия между моделями Silver Nose и Black (помимо, конечно же, абсолютно разных сортов стекла) чисто внешние и сводятся к наличию или отсутствию в конструкции блестящих колец оправы. Скачать инструкцию на объектив G.Zuiko 55mm/1.2 Silver Nose можно со страницы с инструкциями или по прямой ссылке (в скобках указаны месяц и год печати инструкции): G.Zuiko Auto-S 55mm/1.2 Silver Nose (02.1979).

Увеличение светосилы до 1:1.2 и небольшое смещение фокусного расстояния в сторону "портретного" (до 55 mm), автоматически повлекло за собой и значительное увеличение диаметров линз объектива, что, в свою очередь, явилось причиной увеличения посадочной резьбы под светофильтр до 55 mm.

Общие характеристики для объективов Olympus OM G.Zuiko 55mm/1.2: фокусное расстояние - 55 mm; максимальная светосила - 1:1.2; оптическая схема - семь элементов в шести группах; однослойное просветление линз; восьмилепестковая конструкция диафрагмы; полностью металлический конструктив; диаметр посадочной резьбы под светофильтры 55 mm; защита задней линзы металлическая, в виде изогнутой пластины; байонет Olympus OM.
Zuiko 55mm/1.2 Front
Zuiko 55mm/1.2 Front
Zuiko 55mm/1.2 Side
Zuiko 55mm/1.2 Inside
Две версии сверхсветосильного "полтинника" - "лантанового" G.Zuiko 55mm/1.2 Silver Nose и G.Zuiko 55mm/1.2 Black. На фото внизу справа - разница в цветовых оттенках линзовых блоков объективов разных версий (слева объектив с лантановым стеклом).
Olympus OM System G.Zuiko Auto-S 55mm/1.2 Silver Nose. Самые первые объективы OM Zuiko с фокусным расстоянием в 55 mm и светосилой 1:1.2 имели в аббревиатуре только букву "М", а не "ОМ". Маркировались они как Olympus M System G.Zuiko Auto-S 55mm/1.2. Cегодня они являются огромной коллекционной редкостью и стоят больших денег. (Подробнее об объективах Olympus M System можно прочесть здесь.) Но, как и в случае с "полтинниками" со светосилой 1:1.8 и 1:1.4, никаких конструктивных отличий, никакой разницы в применённых в этих объективах сортах стекла, нет. Оба объектива, и Olympus M System G.Zuiko Auto-S 55mm/1.2, и Olympus OM System G.Zuiko Auto-S 55mm/1.2 - абсолютные близнецы. (Если не считать того факта, что на самых первых объективах 55mm/1.2 с аббревиатурами и M System, и OM System, винты крепления байонета могут быть не с крестообразным шлицем, как у всех более поздних объективов OM Zuiko, а с плоским шлицем.)

Главным достоинством этого типа объективов, несомненно, является использование в их конструкции лантанового стекла. В начале семидесятых годов прошлого века низкодисперсное стекло не было широко распространено и, для достижения идеальных оптических характеристик в сверхсветосильных объективах, применялось стекло с добавлением солей редкоземельных элементов. В истории отечественного объективостроения также можно найти примеры использования лантанового стекла. Самым известным представителем такого объектива может служить Индустар 61 Л/З (буква "Л" в аббревиатуре свидетельствует именно о применении в конструкции объектива лантанового стекла). "Лантановые" объективы очень ценятся среди фотографов за непревзойдённую пластичность картинки, красивое боке и, при этом, отличные резкостные характеристики.

Имеется у "лантановых" объективов и некоторое свойство, которое иногда оценивают как недостаток, но, на наш взгляд, недостатком не являющееся. Всё дело в том, что по прошествии восьми-десяти лет с момента производства, лантановое стекло в объективе приобретает слегка желтоватый оттенок. Однако, пугаться этого совсем не стоит! Этот процесс не идёт бесконечно. Однажды пожелтевшее до определённого оттенка стекло больше не желтеет, поэтому опасаться того, что стекло со временем станет совсем жёлтым, нет причин. Все объективы, выпущенные в семидесятые годы прошлого столетия, давным-давно пожелтели до своего максимального значения, и сегодня их можно смело приобретать, не боясь за ухудшение ситуации в будущем.
Black Olympus M-1 & G.Zuiko M-System 55mm/1.2
Очень редкий и невероятно дорогой чёрный Olympus M-1 SAMPLE с "лантановым" объективом M-System G.Zuiko 55mm/1.2 Silver Nose.
Теперь поясним, почему мы не считаем это свойство "лантановых" объективов недостатком. Для съёмки на чёрно-белую плёнку это свойство объектива можно считать очень даже полезным, потому что сам объектив выполняет роль очень слабого жёлтого светофильтра, слегка повышающего контраст. На цветной плёночной фотографии лёгкий желтоватый оттенок линз объектива совершенно никак не отражается. Подложка и маски цветных плёнок имеют цвет от тёмного жёлтого до оранжевого, что легко исправляется автоматами при машинной печати, поэтому, лёгкая желтизна, привносимая объективом, машиной даже замечена не будет. Если цветные плёнки не печатаются, а сканируются, то подправить цветопередачу при сканировании не составит никакого труда. Съёмка на "цифру" вообще не доставит проблем, так как подредактировать цветопередачу можно в любом графическом редакторе или, что ещё проще - выставить баланс белого прямо в камере под конкретный объектив. Сейчас этой функцией оборудованы практически все зеркальные цифровые камеры, даже самого бюджетного класса.

Единственный случай, когда желтоватый оттенок линз "лантановых" объективов можно считать недостатком - это съёмка на слайдовую плёнку. Исправить желтизну на слайдовой плёнке, если она не будет в дальнейшем сканироваться, не получится. Поэтому, если в Ваши планы входит съёмка на слайдовую плёнку и её дальнейшее просматривание на экране, а не сканирование, то покупать "лантановый" объектив не стоит. Придётся пожертвовать неповторимостью картинки "лантановой" оптики и приобрести какой-нибудь другой объектив.
Несколько слов следует сказать о радиоактивности объективов с лантановыми стёклами. Она действительно присутствует у одного-единственного объектива в системе Olympus OM Zuiko, и это G.Zuiko 55mm/1.2 Silver Nose. Иногда даже можно встретить рекомендации хранить эти объективы в металлических коробках. Это совершенно ни к чему. Уровень радиации столь незначителен, что определить его при помощи бытового радиометра не всегда представляется возможным. Приборы часто показывают "нули". Измерить радиационный фон "лантановых" объективов можно только при помощи профессиональных радиометров с разрядными трубками приличных размеров (не менее 20-30 см) и только со стороны передней линзы. Во всех остальных направлениях излучение не превышает естественного радиационного фона (корпус и стёкла объектива служат экраном). Да и со стороны передней линзы, уже на расстоянии в 30-40 см излучение соответствует естественному радиационному фону. Поэтому, паниковать и прятать отличные объективы в свинцовые сейфы не стоит. Здоровью они принесут вреда не больше, чем мобильный телефон. Однако, учитывая эту особенность, надо быть осторожными при покупке этих объективов за границей. Нельзя исключить ситуации, когда объектив может быть задержан таможней и до покупателя не доедет. Радиоактивность объектива вполне может послужить основанием для его изъятия и дальнейшей утилизации. (Подобные случаи, к великому сожалению, имели место в истории.)

Совершенно беспочвенными являются и рекомендации снимать "лантановый" объектив с камеры, если она заряжена плёнкой и какое-то время не используется. Нами был проведён эксперимент. В камеру Olympus OM-1n был заряжен небольшой кусок чёрно-белой плёнки чувствительностью в 400 ASA (плёнка с довольно высокой чувствительностью была выбрана специально), установлен на камеру объектив G.Zuiko 55mm/1.2 Silver Nose ("лантановый", слегка фонящий), после чего камера с объективом и плёнкой внутри была оставлена на полочке на четыре месяца (на больший срок не хватило терпения, очень уж хотелось посмотреть на результат). После проявки плёнки ни на кадрах остававшихся в кассете, ни на кадре перед шторками затвора, ни на кадрах на приёмной катушке не обнаружилось ни малейших следов засветки. С кассетой и приёмной катушкой всё понятно. Кассета и металлический корпус камеры служат отличными экранами. Что же касается кадрового окна, то перед ним расположено зеркало, которое и само является экраном (покрытие у зеркала серебряное) и подложку имеет металлическую, а потому, гасит ничтожно малое излучение до нуля.

В конце семидесятых годов прошлого века использование в конструкциях объективов лантанового стекла в западных странах было запрещено. Появлялись новые виды стекла с нужными для объективостроения свойствами, и необходимость в применении лантанового стекла постепенно отпала. Но с лантановым стеклом ушёл и определённый шарм, присущий фотографиям, сделанным "лантановой" оптикой.

Olympus OM System G.Zuiko Auto-S 55mm/1.2 Black. Чёрная версия объектива внешне отличается от Silver Nose только отсутствием блестящих колец. Габариты обоих объективов совершенно одинаковые. Внутренняя конструкция отличается парой мелких деталей. Просветление изменилось совсем незначительно. Но вот что касается оптического блока, то он поменялся кардинально. Лантановое стекло из конструкции исчезло, что, хоть и в самой небольшой степени, отразилось не лучшим образом на качестве получаемых изображений. Резкостные показатели чёрной версии объектива, что правда заметно только в углах кадра и при больших увеличениях, несколько ухудшились.

Обе версии этого объектива смело можно отнести к шедеврам оптической промышленности. Несомненным достоинством является их огромная светосила, позволяющая использовать объективы в условиях плохой освещённости. Но даже не это главное... Объективы зарекомендовали себя, как великолепные "портретники". Мягкие на полном отверстии и при этом с отличным разрешением, с красивым, хотя и несколько неординарным боке. Если Вам довелось хоть однажды поснимать одним из этих объективов, то расстаться с ним будет очень сложно. Единственное, о чём нужно знать - это очень небольшая глубина резкости этих объективов как на полном отверстии, так и на диафрагмах 2.0, 4.0 и даже 5.6. Поэтому фокусироваться, особенно на бюджетных цифровых камерах с тёмными видоискателями, довольно сложно. Примеры фотографий, сделанных этими объективами, можно посмотреть здесь.
Сверхсветосильный "полтинник" 50 mm с диафрагмой 1:1.2. Ещё один шедевр фотооптики от команды инженеров и дизайнеров компании Olympus. Это самый компактный и лёгкий стандартный объектив в мире с такой светосилой - 1:1.2. Конструкторам компании Olympus под руководством Майтани удалось сделать, казалось бы, невозможное - объектив приобрёл возможность использования самых типичных для системы Olympus OM светофильтров с диаметром резьбы всего в 49 mm (у предшественника G.Zuiko 55mm/1.2 - 55 mm), вес объектива снизился с 310 граммов до 285 граммов по сравнению с G.Zuiko 55mm/1.2, уменьшилась и длина объектива (43 mm у Zuiko 50mm/1.2 против 47 mm у G.Zuiko 55mm/1.2). Диаметр обеих сверхсветосильных линз, и G.Zuiko 55mm/1.2, и Zuiko 50mm/1.2 остался неизменным и равен 65 mm.

Объектив появился в продаже в 1982 году и практически сразу стал бестселлером, хотя и стоил совсем не дёшево. Оптическая схема осталась такой же, как и у G.Zuiko 55mm/1.2 - семилинзовый "планар" с четвёртой, дополнительной линзой в заднем блоке (семь элементов в шести группах), - но диаметры линз стали немного меньше, за счёт чего и удалось уменьшить диаметр посадочной резьбы под светофильтры до 49 mm. Диафрагма у объектива восьмилепестковая, защита задней линзы в виде изогнутой металлической пластины, конструктив полностью металлический. Скачать инструкцию на объектив можно либо со страницы с инструкциями, либо по этой прямой ссылке: Zuiko 50mm/1.2. К сожалению, дата издания инструкции неизвестна.
Zuiko 50mm/1.2
Сверхсветосильный и сверхкомпактный стандартный объектив Olympus OM System Zuiko Auto-S 50mm/1.2.
Olympus OM System Zuiko Auto-S 50mm/1.2. Хотя оптическая схема этого объектива практически идентична оптической схеме предшественника, команде инженеров Olympus удалось в значительной степени исправить многие недостатки G.Zuiko 55mm/1.2. Увеличились контрастность объектива, показатели резкости и разрешающей способности. В значительной степени исправлены такие извечные спутники сверхсветосильной оптики как аберрации и кома. Цветопередача объектива стала практически идеальной, а внутренняя засветка сведена к минимуму. Улучшение оптических характеристик стало возможным по двум основным причинам. Первая - в объективе были использованы, тщательнейшим образом подобранные, самые передовые на тот момент времени сорта низкодисперсного стекла и стекла с повышенным коэффициентом преломления. И вторая - все поверхности линз получили новое, самое современное многослойное просветление NMC. (Однако, стоит заметить, что аббревиатуры "МС" на объективах Вы не найдёте. К началу восьмидесятых годов прошлого века все объективы Olympus OM Zuiko обзавелись многослойным просветлением, и необходимость в прямых указаниях на это отпала.)
Объектив, как и его предшественник, разрабатывался для работы в условиях плохого освещения. И если более "мягкий" G.Zuiko 55mm/1.2 предпочтителен для портретной съёмки, то более резкий и контрастный Zuiko 50mm/1.2 великолепно подходит как для портрета, так и для ночных съёмок и, в частности, будет весьма полезен для ночного городского пейзажа с большим количеством ярких, светящихся точечных объектов. Попадая в зону нерезкости, яркие источники света создают неповторимую картинку. Великолепное оптическое качество объектива, красивое боке и большая светосила, позволяют охарактеризовать его как лучший стандартный объектив во всей линейке оптики Olympus OM Zuiko.

Объектив никогда не стоил дёшево. В начале двухтысячных, когда его ещё можно было довольно свободно купить в европейских фотомагазинах, цена на него варьировалась от 550 до 600 Евро (см. фото справа). Дополнительно можно было приобрести "родную" бленду стоимостью 22 - 25 Евро. Сегодня объектив попадается на вторичном рынке не так часто, но цена остаётся примерно такой же, как за новый в начале двухтысячных. Но надо сказать, что те фотографы, которые могут себе позволить потратить на объектив такие деньги, жалеть об этих затратах не будут - объектив того стоит. Все желающие могут ознакомиться с фотографиями, сделанными этим объективом, вот по этой ссылке (необходима регистрация на сайте).

Следует отметить один небольшой недостаток, присущий сверхсветосильным G.Zuiko 55mm/1.2 и Zuiko 50mm/1.2. Выбрать какое-либо промежуточное значение диафрагмы между 1:1.2 и 1:2.0, к примеру 1:1.4 или 1:1.8, не получится. Конструкцией объективов это не предусмотрено. Особых неудобств данный факт не доставляет, но условия, когда требуется установка одного из промежуточных значений диафрагмы, вполне могут возникнуть. Камеры с возможностью отработки экспозиции в режиме приоритета диафрагмы скомпенсируют возможные погрешности экспозиции автоматически. При съёме камерами исключительно с ручными установками значений диафрагмы и выдержки, это свойство сверхсветосильных объективов Zuiko фотографу необходимо будет учитывать самостоятельно.
Zuiko 50mm/1.2 Price
Несколько сравнительных справочных фотографий
Lenses 50-55mm/1.2 Front
Lenses 50-55mm/1.2
Фото сравнительных габаритов объективов (слева направо): G.Zuiko 55mm/1.2, Zuiko 50mm/1.2, SMC Pentax-A 50mm/1.2 и Nikon Nikkor 50mm/1.2 AIS .
Zuiko 50mm/1.2 & MC Zuiko 50mm/1.4
G.Zuiko 55mm/1.2 Silver & G.Zuiko 50mm/1.4 Silver Inside
Фото сравнительных габаритов объективов Zuiko 50mm/1.2 и MC Zuiko 50mm/1.4 . При большей светосиле первого на целую ступень, размеры объективов вполне сопоставимы.
Фото на просвет "лантанового" G.Zuiko 55mm/1.2 Silver Nose и G.Zuiko 50mm/1.4 Silver Nose. Отсутствие у последнего желтоватого оттенка оптического блока свидетельствует и об отсутствии в его конструкции лантанового стекла.
Ультракомпактный "штатник" 40 mm с диафрагмой 1:2.0. Заканчиваем этот обзор очень интересным и абсолютно неординарным объективом системы Olympus OM - это Zuiko Auto-S 40mm/2.0. Прототип объектива имел фокусное расстояние равное 50 mm, но в окончательном варианте фокус уменьшился до 40 mm. Разрабатывался Zuiko 40mm/2.0 как ультракомпактный, лёгкий, репортёрский, весьма недорогой объектив. Однако, по ряду причин, сегодня цена на Zuiko 40mm/2.0 на рынке достигает внушительных цифр. Первой из этих причин является необычайная популярность, казалось бы, немного странного фокусного расстояния в 40 mm. C одной стороны - это уже и не "полтинник" в традиционном понимании и, в то же время, ещё и не "полноправный" широкоугольник с фокусным расстоянием хотя бы в 35 mm. Но именно это фокусное расстояние и позволяет использовать все преимущества, присущие как стандартным объективам, так и широкоугольным. Сдвиг фокусного расстояния в широкоугольную область и большая глубина резкости делает этот объектив незаменимым, к примеру, для съёмки городского пейзажа. Вторая причина - это относительно небольшое количество выпущенных объективов Zuiko 40mm/2.0. И третья причина сегодняшней дороговизны объектива - это, несомненно, его великолепное оптическое качество, которое по достоинству было оценено многими фотографами и способствовало росту его популярности в мире.

Ознакомиться с инструкцией на Zuiko 40mm/2.0 можно скачав её либо со страницы с инструкциями, либо по этой прямой ссылке (в скобках указаны месяц и год печати инструкции): Zuiko 40mm/2.0 (05.1983).
Zuiko 40mm/2.0
Ультракомпактный стандартный объектив Olympus OM System Zuiko Auto-S 40mm/2.0.
Olympus OM System Zuiko Auto-S 40mm/2.0. Объектив поступил в продажу в 1983 году. Предполагалось, что камеру с установленным на неё объективом, можно будет просто прятать в карман и всегда держать при себе. Это, своего рода, заявка на "ломографию" от Olympus, но в качестве съёмочного инструмента выступает не простенькая шкальная камера, а полноценная профессиональная зеркалка.
Different Planars & Zuiko 40mm/2.0
Сравнительные оптические схемы (слева направо) классического шестилинзового Planar, светосильного семилинзового Planar и Olympus OM Zuiko 40mm/2.0.
Довольно часто можно встретить мнение, что за основу конструкции для Zuiko 40mm/2.0 была взята оптическая схема стандартного объектива для системы Olympus Pen F - F.Zuiko Auto-S 38mm/1.8. Это не так. F.Zuiko 38mm/1.8 выполнен по традиционной схеме шестилинзового "планара" (шесть оптических элементов в пяти группах), да и габариты этого объектива никак не претендуют на сверхкомпактность - они самые обычные. На фото слева мы приводим рисунок сравнительных оптических схем шестилинзового "планара" (по этой схеме выполнен и F.Zuiko 38mm/1.8 системы Olympus Pen F), светосильного семилинзового "планара" с дополнительной линзой в заднем блоке и уникальную оптическую схему Zuiko 40mm/2.0, у которого, в отличии от шестилинзовых "планаров", второй элемент в переднем блоке отрицательный, а третий положительный. Помимо этого, четвёртая и пятая линзы у "планаров", как правило, склеены. И F.Zuiko 38mm/1.8 не является исключением. У Zuiko 40mm/2.0 склеенные линзы в конструкции отсутствуют. Его оптическая схема - шесть элементов в шести группах.
Вероятно, возникновению подобного рода заблуждения, способствовали весьма близкие показатели фокусных расстояний и светосилы этих объективов (40mm/2.0 и 38mm/1.8). Однако, надо учитывать тот факт, что Olympus Pen F - это полукадровая фотографическая система и для неё фокусным расстоянием стандартного объектива будет 33 mm (эквивалент 50 mm для формата кадра 24 х 36 mm). Поэтому, объектив с фокусным расстоянием в 38 mm в системе Olympus Pen F будет эквивалентен примерно 58 mm в полнокадровой системе, что свидетельствует о некотором сдвиге в область теледиапазона. У Zuiko 40mm/2.0, напротив, фокусное расстояние смещено в совершенно противоположную сторону, в широкоугольную.

Ещё одним заблуждением следует считать мнение, что прародителем Zuiko 40mm/2.0 стал "блинчик" из той же системы Olympus Pen F - E.Zuiko 38mm/2.8. Роднит эти два объектива, разве что компактность. Оптические схемы Zuiko 40mm/2.0 и E.Zuiko 38mm/2.8 совершенно различные (у последнего оптическая схема пятилинзовая). Да и само причисление Zuiko 40mm/2.0 к так называемым "блинчикам" или "панкейкам" (от английского pancake - блин, лепёшка) не совсем корректно. "Панкейками" в фотографической среде принято называть очень плоские по форме, компактные объективы, выполненные, как правило, по оптической схеме четырёхлинзовых "тессаров" (четыре элемента в трёх группах). Объектив Zuiko 40mm/2.0 действительно очень компактен и имеет длину всего 25 mm, но он, всё же, толще истинных "панкейков" и выполнен по совершенно иной оптической схеме. Кроме того, истинные "панкейки" имеют весьма небольшую, максимально возможную для "тессаров" светосилу в 1:2.8, объектив же от Olympus на целую ступень светлее.

Одним словом, реальных прототипов объектива Zuiko 40mm/2.0 из каких-либо других фотографических систем от Olympus не существует. Объектив совершенно уникален в своём роде.
Zuiko 40mm/2.0 & Nikkor 45mm/2.8
Zuiko 40mm/2.0 & Nikkor 45mm/2.8 High
Сравнительные фото ультракомпактного Olympus OM Zuiko 40mm/2.0 (25 mm) и истинного "pancake" Nikon Nikkor 45mm/2.8 P (17 mm).
Инженерам-оптикам и дизайнерам компании Olympus удалось создать великолепный уникальный объектив - в миниатюрном корпусе они смогли разместить сложную, полноценную шестилинзовую оптическую конструкцию. Корпус объектива полностью металлический (за исключением рифлёной резиновой накладки кольца фокусировки и пластикового кольца "двурогой" защиты задней линзы), но его вес, при этом, всего 140 граммов. Для достижения максимальной компактности, инженерам Olympus пришлось пойти на некоторые нетрадиционные для всей системы Olympus OM Zuiko решения. В частности, в Zuiko 40mm/2.0 кольцо выбора значений диафрагмы не является отдельным конструктивным элементом, как это реализовано во всех остальных объективах системы, а совмещено функционально в единое устройство с кольцом для установки светофильтров. Это обстоятельство стоит обсудить подробнее. Всё дело в том, что резьбы светофильтров подавляющего большинства сторонних производителей (проверено на HOYA HMC UV 49 mm, MARUMI HAZE MC UV 49 mm, MARUMI WPC UV 49 mm, KENKO DIGITAL HQ UV 49 mm, TIFFEN MC UV 49 mm и некоторых других), которые вкручиваются в объектив, немного длиннее резьбы "родных" светофильтров Olympus OM. Поэтому, если закрутить до упора светофильтр стороннего производителя в Zuiko 40mm/2.0, произойдёт заклинивание кольца выбора значений диафрагмы и оно перестанет вращаться. При использовании "родных" светофильтров от Olympus, у которых резьба чуть короче, такого не происходит, и кольцо выбора значений диафрагм вращается совершенно свободно.

Конструкция объектива имеет, пожалуй, один-единственный недостаток - неразборный передний блок линз. Все линзы в переднем блоке завальцованы, следовательно, приобретать объектив с проблемами типа помутнений или плесени в переднем блоке, с надеждой его отмыть, нет смысла. Деньги будут потрачены напрасно, потому как фотомастерские не возьмутся за столь сложную и рискованную работу, как развальцовка линз объектива.

Популярность объективу принесли не только его компактность, небольшой вес и крайне привлекательное, нестандартное фокусное расстояние, но и великолепное оптическое качество получаемых изображений. Объектив очень резкий и контрастный по всему полю кадра, с отличным разрешением и красивым боке, с беспрецедентно малой минимальной дистанцией фокусировки всего в 30 сантиметров, что придаёт ему универсальности и позволяет использовать даже для макросъёмки... Что и говорить, компании Olympus удалось сконструировать превосходный объектив. С примерами фотографий, сделанных Zuiko 40mm/2.0, можно ознакомиться здесь.
Технические характеристики сверхсветосильных объективов Olympus OM Zuiko 55mm/1.2, 50mm/1.2 и ультракомпактного 40mm/2.0

Технические характеристики

F.Zuiko 55mm/1.2

Silver Nose

F.Zuiko 55mm/1.2
Black
Zuiko 50mm/1.2
Zuiko 40mm/2.0

Фокусное расстояние (mm)

55

555040
Угол поля зрения по диагонали кадра (градусов)
43
43
4756
Оптическая схема (линз / компонентов)
7 / 6
7 / 6
7 / 6
6 / 6

Диапазон значений диафрагмы (максимум / минимум)

1.2 - 16

1.2 - 16
1.2 - 16
2.0 - 16
Количество лепестков диафрагмы8
8
8
6

Управление диафрагмой

Автоматическое

Автоматическое
Автоматическое
Автоматическое
Тип фокусировочного устройстваГеликоид
Геликоид
Геликоид
Геликоид
Механизм коррекции фокусировки на близких расстояниях
Нет
Нет
Нет
Нет
Минимальная дистанция фокусировки (метров)
0,45
0,45
0,45
0,3
Диаметр резьбы под светофильтры (mm)55 554949
Вес (граммов)310 310285140
Максимальный диаметр (mm)65 656560
Максимальная длина (mm)
47 474325
Наличие многослойного просветленияНет НетЕстьЕсть

Рекомендуемые фокусировочные экраны

1-1; 1-2; 1-3; 1-4; 1-10; 1-13; 1-14; 2-4; 2-13

Ни один из объективов Zuiko, приведённых  в этом обзоре, не имеет механизмов так называемых "плавающих" элементов, позволяющих в некоторой степени исправлять сферическую и хроматическую аберрации, корректируя, тем самым, наводку на резкость на близких расстояниях. Тем не менее, все упомянутые объективы показывают отличные результаты при наводке на резкость во всём, возможном для каждого из них, диапазоне.

Несколько слов в заключении надо сказать о фокусировочных экранах, рекомендованных для использования со стандартными объективами. Все те экраны, которые приведены в таблицах технических характеристик, можно использовать без каких-либо ограничений. На всех камерах системы Olympus OM они будут работать совершенно корректно, не внося погрешностей в системы измерений экспозиции. Экраны 1-5 и 1-6 на камерах Olympus OM-1 (всех типов) и на камерах Olympus OM-2 и Olympus OM-2n в ручном режиме, будут привносить довольно серьёзную погрешность в показания встроенных в камеры экспонометров. Более подробно с рекомендациями по использованию фокусировочных экранов с теми или иными объективами и камерами можно ознакомиться на странице принадлежностей системы Olympus OM.

С весовыми, габаритными и другими характеристиками оптики Olympus OM Zuiko можно ознакомиться, скачав подробную сводную таблицу по этой ссылке. Файл в формате PDF откроется в отдельной вкладке.

Если информация, представленная в этой статье, была для Вас полезной, и Вы готовы оказать нам посильную помощь, воспользуйтесь кнопкой "ПОМОЩЬ САЙТУ".

Copyright © 2015-2020, Retro Camera. Все права защищены. Копирование допускается только с нашего письменного согласия. При цитировании информации, активная ссылка на наш сайт обязательна.
Следите за обновлениями! Присоединяйтесь к группе Retro Camera ВКонтакте!
Назад к содержимому | Назад к главному меню